От Волхонки до Знаменки: Исторический путеводитель. – М.: Компания «Спутник+», 2008. – 302 с.
Знаете ли вы Мос-кву так, как знает её Александр Васькин? «Конечно, знаю!» – воскликнет читатель «Старой Москвы» Михаила Пыляева. «Разумеется, знаю», – отзовётся поклонник Владимира Гиляровского. Увы! И тот, и другой знают Москву позавчерашнюю, давно уже существующую в виде отдельных «вкраплений» в городской пейзаж. Разумеется, для того чтобы хорошо изучить Белокаменную, немаловажно впитать её историю с антикварной и книжной пылью. Но ведь есть ещё и другая, не менее ценная – едкая пыль улиц, переулков современной столицы. Ею тоже нужно уметь дышать.
Время спешит умчаться вперёд, и на помощь нашей быстро оскудевающей памяти приходят книги, в которых истории улиц, домов связываются с историями их знаменитых жителей – давних и не очень. Среди тех, чьи имена связаны с районом Знаменка-Волхонка и кому посвящено в книге А. Васькина много обстоятельных страниц, поэт Борис Пастернак, коллекционер Илья Зильберштейн, архитектор Александр Витберг, фельдмаршал Пётр Румянцев, партизан-поэт Денис Давыдов, меценат и собиратель авангардной европейской живописи Сергей Щукин, рок-музыкант Андрей Макаревич, звезда «пушкинской плеяды» князь Пётр Вяземский, художники Валентин Серов и Николай Купреянов, революционерка и авантюристка Лариса Райснер, русский просветитель и масон Николай Новиков, замечательный отечественный драматург Александр Гладков – автор пьесы в стихах «Давным-давно», позднее перевоплощённой в кинохит «Гусарская баллада». Кстати, подлинная история жизни Александра Гладкова, перевранная в мемуарах Эльдара Рязанова, заподозрившего бывшего «лагерника» в сотрудничестве с НКВД и едва ли не в краже знаменитой пьесы у сгинувшего безвестного «врага народа», здесь выглядит не только занимательной, но и во многом поучительной.
В книге А. Васькина город даётся с детализацией до отдельного дома и отдельного исторического лица, отсюда небольшой по масштабу охват местности – от Волхонки до Знаменки. А Москва предстаёт перед читателем не только в туманной дымке меланхолических воспоминаний о безвозвратно ушедшей натуре, но и в своём нынешнем облике: плох он или хорош, но ведь на дворе уже новое тысячелетие. История города творится беспрерывно. Сегодня мы сносим не слишком «историческое» здание, а завтра утрата его оказывается невосполнимой.