Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Эпоха по имени Диор

01 января 2007

МОСКОВСКИЙ    ВЕСТНИК

РИА «Новости»Знаменитый модельер верил в магию чисел, почитая восьмёрку за особо счастливую цифру. По любопытному совпадению выставка «Dior: под знаком искусства», проходящая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, состоялась ровно через восемьдесят лет после приезда маэстро модных дел в Москву.

Начинающий тогда архитектор и подозревать не мог о предстоящем ему взлёте к вершинам изысканного стиля дамских одеяний. С Россией он был знаком в основном по роману Жюля Верна и русским сезонам Дягилева. СССР начала 30-х годов оказался очень уж непохожим на идеализированный образ страны, сложившийся к тому времени в воображении Диора. Но разочарование в реалиях победившего социализма не повлияло на восторженное преклонение, с которым будущий кумир принцесс, кинозвёзд и всех, кому небезразличны изящные наряды, продолжал относиться к стране Чайковского и Стравинского, называя свои модели и в честь этих композиторов, и в честь Мусорского, и даже в честь… каспийской чёрной икры.

Бывали и другие пересечения, которые трудно отнести к случайным. В одном из залов выставки можно увидеть эскизы известной художницы-авангардистки Варвары Степановой, проектировавшей весьма экстравагантные модели спортивной одежды лет за десять до московского вояжа Диора. А рядом с ними диоровская модель, весьма напоминающая фантазии его русской предшественницы. Умел маэстро выхватывать из реальности и творчески преображать обречённые на успех мотивы. Сходным образом поступил он и со знаменитой волной японского классика гравюры Хокусаи. Неистовый порыв морской стихии он превратил в орнамент для белого женского платья. Тревожный морской мотив придал даме, облачённой в эту модель, настроение хрупкости и беззащитности.

Нынешнее явление коллекций Диора в Москве имеет свою предысторию. Первый показ его знаменитых во всём мире моделей пришёлся на далёкий уже 1959 год, когда в спорткомплексе «Крылья Советов» двенадцать манекенщиц по три раза в день демонстрировали наряды, буквально сводившие нашу столицу с ума. Сам творец высокого стиля до этого триумфа, увы, не дожил и не смог порадоваться успеху в стране, которую он любил, несмотря на скептицизм, с которым воспринял советскую современность. Восторги москвичей, кстати сказать, оказались ещё и ароматны. Устроители того показа привезли полтонны духов, которые разлетались по рукам стремительнее, чем мороженое в жаркий день… Сейчас диоровским духам отведён целый зал, хотя воспринимать их приходится по принципу – видит око, да нос неймёт – зато повосторгаться дизайном флаконов отсутствие ароматов не помешает…

От дизайнера выставки Натали Криньер я услышал, что творчество Диора и продолжателей его стиля основано на скрещении традиций собственно моды и мировой живописи, перед которой преклонялся революционер того, что прозвали «новым взглядом» на мир моды. Он не просто ценил Ренуара и его современников, но и в чём-то отталкивался от них, а достигнув мировой известности, смог стать владельцем многих шедевров. Некоторые из вдохновлявших его полотен тоже прибыли на Волхонку. Вместе с картинами Ван Гога, Климта, Боннара из диоровского собрания рядом с его модельными работами выставлены полотна Гойи, Модильяни, Пикассо и многих других художников первого ряда, которыми по такому случаю с ГМИИ имени А. Пушкина на время экспозиции поделились Лувр, музей Орсэ, Третьяковка и частные коллекционеры. Это однако же не выставка в выставке, а гармоничный видеоряд, перекликающийся с феерическим разнообразием созданий великого кутюрье.

Выставка «Dior: под знаком искусства» в известном смысле изменила всем известный музей на Волхонке. Знаменитый Белый зал Натали Криньер преобразила в чёрный с парящими в воздухе колоннами и зеркальным потолком, придающим и без того просторному пространству ещё больший объём. Модели в прозрачных витринах кажутся невесомыми. Красавицы былых эпох взирают на них с живописных полотен, развешанных по стенам, с любопытством, но без зависти. С поправкой на время их наряды ничуть не хуже. Но каждой эпохе свои прелести. Тон второй половине двадцатого столетия задал именно Диор, вернувший дамам послевоенной Европы женственность и элегантность. За Европой настал черёд других континентов, а потом и наша очередь подошла. За что месье Кристиану и спасибо!

Олег ДЗЮБА

Выставка продлится до 24 июля.

Обсудить в группе Telegram

Олег Дзюба

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Просто анекдот

    11.05.2025
  • Любимые песни на военный лад

    10.05.2025
  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS