Отрывок из книги О. Сидорова «От Алексея Кулаковского до Николая Лугинова: штрихи к истории якутской культуры»
Наряду с реалистическим направлением заявляют о себе новые: символизм, имажинизм, футуризм. Сборник философских статей «Вехи» (1909) остро поставил вопрос об осмыслении путей дальнейшего развития России. И эта атмосфера творческого взлёта всех искусств притягивает и завораживает. Серебряный век русской культуры, а для нашей якутской культуры – эпоха наивысшего взлёта, расцвет просвещения и культуры. Это было важнейшим временем в определении идентичности народа саха.
Кюлюмнюр, Ексекюлях, первые газеты и журналы, общественные объединения, интерес к якутской истории, участие интеллигенции в политической жизни империи, учёба якутян во многих высших учебных заведениях Российской империи, Европы. Результат – появление целой плеяды блестяще образованных, культурных людей, интеллигенции, создавшей классические образцы во многих видах искусства, особенно в художественной словесности. И этот успех, и эти плоды говорят о ренессансном развитии якутской культуры, некоем пассионарном взрыве в сознании людей и общественном развитии.
Первые опыты в литературе основаны на фольклорных мотивах и олонхо. Приведу известные факты. Вместе с первым художественным произведением на языке саха – «Воспоминаниями» Афанасия Уваровского в книге академика Отто Бетлингка «О языке якутов» (1851) – было опубликовано олонхо. Все известные исследователи якутского фольклора начинали с олонхо. И они отмечали олонхо как вершинное достижение в народном творчестве якутов, восхищались языком и стилем, блестящими эпитетами и сравнениями. Например, В. Серошевский писал: «Олонхо – самая установившаяся и законченная из форм якутского народного творчества; язык олонхо дышит древностью».
В начале ХХ века театральное искусство тоже начиналось с олонхо. В 1906–1908 годах якутская интеллигенция ставит инсценировки олонхо. Так, были поставлены спектакли по олонхо «Прекрасный из людей Бэриэт Бэргэн» и «Богатырь Кулантай на рыжем коне Кулун».
Ренессансное развитие якутской культуры прослеживается на протяжении всего ХХ века, с интервалами и паузами, со срывами и разрывами. Начало ХХ века – это возникновение литературы и профессионального искусства, периодики и книжного дела, развитие гуманитарных наук. Появились лучшие образцы во многих жанрах художественной литературы, которые стали не просто первыми произведениями, а приобрели статус классических в якутской литературе: Алексей Кулаковский-Ексекюлях Елексей, Анемподист Софронов-Алампа, Николай Неустроев.
Истинность, в смысле народность и самодостаточность в своих идеях и мировоззрении, и ренессансный характер якутской культуры символизируют творчество Алексея Елисеевича Кулаковского-Ексекюлях Елексея. Творчество Кулаковского – основа литературы и мировоззрения народа саха, определившая весь ХХ век: культивизация – развитие, дружба и содружество, сожизнь с народом русским. Это мнение давно и прочно утвердилось. Вот его фраза, ставшая хрестоматийной: «Передаться Америке, Японии, Китаю? Нет, этот номер не пройдёт. Те нас быстро задавят в борьбе за существование. Белоглазый, большеносый нучча, не говоря уже о даровании православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их… Единственным рациональным средством является наша культивизация и слияние с русскими…» («Якутская интеллигенция», 1912).
К началу XX века якутская элита накопила достаточный запас знаний для культурного прорыва. Это позволило в лучших произведениях именно художественной литературы философствовать об устройстве мира, о ценностях человеческой жизни.
Следует отметить опережающую роль литературы в сравнении с процессами в других областях культуры. Философичность и космогоничность художественного творчества первых якутских писателей восходит к олонхо. Натурфилософское миропонимание было близко якутским писателям, овладевшим литературным творчеством. И их творчество по прошествии столетия продолжает оставаться актуальным и современным, оно направлено в будущее. Вот как об этом пишет секретарь правления Союза писателей России, доктор исторических наук Вадим Дементьев: «Творчество Алексея Кулаковского целостно по своим нравственно-философским воззрениям, а современное сознание, часто противоречивое и разорванное, ищет такой единой основы, платформы для выражения своих взглядов, ищет гармонии. Поэтика якутского автора, как, впрочем, и творчество его соратников и продолжателей – Анемподиста Софронова, Николая Неустроева, Платона Ойунского и других, – вовсе не архаична и не консервативна, а наоборот – открыта и, может быть, не исчерпана ещё до конца, скрывает в себе яркую национальную форму и самобытное содержание».
…Первые газеты и журналы (1907–1914 гг.) создали новую читательскую среду, профессионализировали писательский труд. Появилась возможность для дискуссий, обсуждений на страницах изданий, на заседаниях различных клубов и кружков общественно значимых идей и опубликованных материалов. В журнале «Саха сангата» публикуются Ексекюлях и Алампа, печатаются народные песни.
Этому прорыву также способствовали революционные события 1905 года. В конце XIX – начале XX века вокруг В.В. Никифорова-Кюлюмнюра, создателя «Союза якутов», лидера национально-демократического движения саха, начинает складываться круг патриотически настроенных граждан. Для большинства из них благо народа, процветание родного северного края стали смыслом жизни.
По Л. Гумилёву плеяду якутской интеллигенции начала ХХ века мы относим к пассионариям. Это люди с позитивным мироощущением. Среди них В.В. Никифоров-Кюлюмнюр, И.С. Говоров, Г.В. Ксенофонтов, К.О. Гаврилов, Р.И. Оросин, В.Н. Леонтьев, П.Н. Сокольников и другие. В эти же годы активно о себе заявляет Гавриил Васильевич Ксенофонтов. В своих статьях он ставит вопрос народного просвещения, создания национальной школы для детей, подготовки педагогических кадров.
В марте 1917 года проводится первый съезд якутов и крестьян, создаётся «Союз свободы», а через три месяца – знаменитая партия «Якутский трудовой союз федералистов», объединившая более 400 представителей интеллигенции. Так о себе как о серьёзной политической силе заявила интеллигенция. Вот некоторые требования партии: демократическая, парламентская республика во главе с президентом, избираемым на определённый срок и подчинённым парламенту. Всеобщие прямые, равные выборы депутатов тайным голосованием без различия пола. Федеративное устройство Российского государства. Признание суверенных прав народов России на самоопределение и право развивать национальную государственность и самостоятельно распоряжаться ресурсами и созданной собственностью. К сожалению, всем этим проектам не суждено было сбыться.
Подъём общественного самосознания, сложившаяся общественно-политическая ситуация способствуют и культурному развитию края.
Переписка с Л.Н. Толстым якутского врача П.Н. Сокольникова или же дружба между предпринимателем, издателем А.А. Семёновым и М. Горьким, установившиеся связи с деятелями сибирского областничества – не просто детали частной жизни, это был барометр атмосферы, сложившейся в Якутске, в которой и рождалась якутская культура ХХ века. Увлечение идеями русского философа Владимира Соловьёва мы видим в работе «Якутской интеллигенции» Кулаковского. Якутская культура становилась полноправным участником общероссийских тенденций в культуре и общественной жизни.
Поколение якутской интеллигенции начала ХХ века желало пробудить своих земляков, разбудить спящие, на их взгляд, силы. А на самом деле пробуждение-то началось именно с них, с их деятельности. В. Никифоров-Кюлюмнюр в своих изданиях способствует тому, чтобы культурные герои из устных преданий перешли в письменную литературу. Он был первым, кто давал оценку истории борьбы якутского народа за самоуправление и доказывал, что идея самоуправления возникла не столько «под влиянием незначительной группы людей», а зародилась в умах якутов ещё в середине XVIII века. Он знал и изучал историю Якутии. В статье, опубликованной в одной из тогдашних газет, он рассказал о деятельности Софрона Сыранова и знаменитом «Плане о якутах» Алексея Аржакова, написанном специально для Екатерины II. Своё знаменитое, печальное и очень сильное по воздействию на читателя стихотворение «Родина», опубликованное в журнале «Саха сангата» в 1912 году, Анемподист Софронов-Алампа начинает так:
Как человек
Укрыт землёй могильной,
Так родина моя
Лежит под толстым снегом.
Моя быстротекущая река
Накрыта слоем льда,
Под тяжестью его лежит безмолвно.
Моя зелёная
И чёрная тайга
Накрыта тоже шапкой снеговой.
А в дымной тесной юрте
Мои якуты, родичи мои,
Все съёжившись, согнув колени,
Лежат,
Окружены огромной
Жестокой стужей.
Перевод В. Солоухина
Так начало ХХ века – время ренессансного развития Якутской области – попыталось дать ответы на многие вопросы. Эта по Л. Гумилёву «полоса свободы», то есть совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор и при которой осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития, оказалась очень плодотворной для якутской интеллигенции. Тогда же были заложены многие идеи и мысли о путях развития народа саха.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Олег Гаврильевич Сидоров – якутский писатель, журналист, исследователь.
Родился в 1962 году в селе Амга. Окончил историко-филологический факультет Якутского государственного университета. Заведующий кафедрой журналистики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Член Союза журналистов России, Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ). Координатор Ленских встреч «Геополитика Востока. XXI век». Главный редактор историко-географического и культурологического журнала «Илин» («Восток»). Председатель Ассоциации «Писатели Якутии».