Александр Васькин (текст), Юлия Назаренко (фото). Сталинские небоскрёбы: от Дворца Советов к высотным зданиям. – М.: Спутник+, 2009. – 236 с.
А. Васькин и Ю. Назаренко продолжают тему, начатую ими в одной из предыдущих книг – «Архитектура сталинских высоток». Тема эта богатая и очень непростая: зодчество – вид искусства, в котором главные тенденции и особенности эпохи воплощаются с особой наглядностью, к тому же современники и потомки видят их каждый день. С другой стороны, со временем меняется наше восприятие памятников, как и отношение к эпохе, их породившей, её ключевым фигурам. С третьей – здесь очень много загадочного и едва ли не мистического. Например, в книге подробно излагается история Дома Советов, но остаётся тайной, почему это здание, которое мыслилось центром, вокруг которого возводились высотки, так и не было построено.
А. Васькин рассказывает о семи столичных небоскрёбах, начиная с их первоначальных проектов до воплощённых в камне, не обходя вниманием борьбу архитекторов за право участвовать в престижных проектах, их стремление угадать волю высшего руководства, а также критические баталии вокруг высотного строительства, развернувшиеся после смерти Сталина. Две главы посвящены неосуществлённым проектам. А открывает книгу очерк, где тема рассматривается с разных точек зрения: исторической, градостроительной, экономической, эстетической, политической… Здесь немало интересных фактов, любопытных параллелей, в частности, между Дворцом Советов в Москве и Купольным дворцом в Берлине. Встречаются и спорные моменты. Так, приводимые в книге оценки высотных зданий колеблются от отрицательных до сдержанных. Но есть же и восторженные! Например, В. Паперный в книге «Культура Два» сравнивает здание МГУ ни много ни мало, как с Храмом Покрова-на-рву… С другой стороны, идею строительства «хрущёвок» автор называет «мертворождённой». Но ведь в результате в стране закончилась эпоха бараков… Впрочем, повторяю, тема эта неисчерпаемая, и, будем надеяться, авторы продолжат её в новых книгах.