Первая выставка Александра Клюндера стала сенсацией.
Ещё бы! Увидеть в Государственном музее А.С. Пушкина, только что достойно отпраздновавшем 60-летие, первую монографическую выставку – 159 работ академика-портретиста, создателя известной не только знатокам портретной галереи современников А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова Александра Ивановича Клюндера – удаётся не каждый год. Тем более что немалая часть работ представлена публике впервые.
Спасибо и поклон автору идеи, вдохновителю межмузейного выставочного проекта, кандидату исторических наук, академику РАХ Александру Кибовскому. Он давно известен своими научными работами по военной истории. Клюндеру с Кибовским просто повезло – он хорошо знает его творчество, поэтому принимал участие в атрибутировании портретов.
Только 700 посетителям ГМП повезёт вдвойне – им достанется альбом «Александр Иванович Клюндер. Русский камерный портрет», выпущенный к выставке.
«Его имя сегодня мало что говорит широкой аудитории, – отмечает в предисловии А.В. Кибовский. – Он не относится к числу тех признанных мастеров, чьё сияние на творческом небосклоне обеспечило посмертную известность как им самим, так и запечатлённым на их портретах людям. Скорее наоборот: тот факт, что Клюндеру дважды позировал Михаил Лермонтов, сохранило его имя в истории русского искусства ХIХ века».
Выставка «Клюндер. Графика» продолжает ставшую традиционной серию персональных экспозиций и каталогов работ П.Ф. Соколова, А.П. Брюллова, В.И. Гау. Но Клюндер из той когорты художников, несправедливо отнесённых ко второму ряду, акварельные изображения которых вполне устраивали дворянское общество, но чьё творчество фактически погубила фотография. Хотя художником Александр Иванович был добросовестным и от заказов не знал отбоя. «Клюндер умело добивался портретного сходства. Но большое количество работ во многом, по мнению Кибовского, достигалось заученными техническими приёмами. Это не дружеские зарисовки Павла Федотова, где художнику знаком каждый сослуживец по лейб-гвардии Финляндскому полку, чувствуются авторская симпатия, уважение, ирония. В клюндеровских акварелях почти невозможно уловить внутренний мир персонажей. Все они красивы, молодцеваты, аристократичны и... практически одинаковы. Сам художник абсолютно к ним нейтрален».
Он просто хорошо делал своё дело, не вдаваясь в душевный мир блестящих офицеров самого роскошного полка русской армии. Да и не могло быть особых отношений между «пруссаком», отец которого был портным, и лицами, изображёнными на его портретах. Список этих людей занимает целую страницу альбома – от императора Александра Третьего, Баратынского, Вяземского, Дубельтов до великих князей, Пушкина и Лермонтова (три изображения!). Его ранние портреты датированы 1820-ми годами, а спустя 40 лет были уже и фотографические опыты. Он даже открыл фотоателье, замечательно ретушировал и оформлял работы, многие из которых в 1860 году вошли в «Галерею портретов дома Романовых».
Трудно переоценить значимость художественного наследия Александра Ивановича Клюндера, запечатлевшего, как считает директор ГМП Е.А. Богатырёв, лица эпохи, знакомых Александра Сергеевича, близкое окружение Михаила Юрьевича, представителей императорской фамилии, элиту русской армии. Каким неполным было бы наше представление об истории российского дворянского общества ХIХ столетия без этого мастера камерного портрета.
Смотрите Клюндера!
Выставка работает до 3 декабря