Издательство «Захаров» выпускает художественную, а также документально-историческую, мемуарную литературу. Сегодня на наши вопросы отвечает заместитель директора Елена ЛЕТЯГИНА.
– Когда и как появилось издательство?
– В 1997 году Игорь Захаров создал ЗАО «Захаров». Кстати, «Захаров» и «Вагриус» – едва ли не единственные издательства, в названии которых «увековечены» имена основателей. В первую очередь Захарову были интересны биографии, мемуары, документальная проза – то, что называется «нон-фикшн». Очень быстро он понял: если хочешь выпустить хорошую книгу, нужно всё делать самому. В самостоятельном полёте издательство находится и по сей день, по-прежнему издавая биографии как знаменитых и великих (будь то член императорской семьи), так и просто интересных людей своего времени, как Андрей Макаревич и Александр Бовин. Критерий один – это добротные тексты, которые интересно читать нормальному человеку. А однажды одним из добротных текстов, попавших в издательство, оказался роман «Азазель» Григория Чхартишвили. Около двух лет детективный проект был убыточным. Но Захаров утверждал, что вскоре произойдёт «акунизация» всей страны, и не ошибся.
– Благодаря книгам Акунина издательство известно широкому читателю, а по какому принципу, кроме добротности текста, сейчас отбираются выпускаемые книги?
– «Захаров» – издательство небольшое и занимает свою определённую нишу, которую мы для себя ограничили следующими жанрами: биографии и мемуары, хорошая переводная литература, публицистика, ну и, конечно же, приключения Эраста Петровича Фандорина, написанные Борисом Акуниным. В отличие от крупных издательств, которые стремятся охватить все жанры, мы стремимся придерживаться выбранного направления и стараемся преподнести нашему читателю по мере сил и возможностей качественную литературу. Нам интересно знакомить нынешнего читателя с историческими персонажами, в массе своей неизвестными, но от этого не менее интересными и не теряющими своей значимости. Представить себе жизнь и эпоху, окунуться в мир вчерашних дней или мир ста лет назад очень увлекательно. Все эпохи оставляют после себя свою культуру, свои знания, и нам, безусловно, хочется поделиться этими знаниями, тем более что, как ни монументально звучит название жанра «биографии и мемуары», книги эти – совершенно художественные. Любой мемуар может предстать перед читателем как совершенно детективной историей, так и любовным романом или даже триллером. Ведь внутри – вовсе не сухое изложение фактов, а сама жизнь, какой её видел и переживал автор. Каждая из историй представляет собой описание из уст очевидцев, живших во времена Серебряного века или Второй мировой войны.
Но, создавая серию «Биографии и мемуары», мы не забыли и о современной прозе. В издательстве есть небольшой процент современной литературы, которая выбирается после прочтения – исходя из предпочтений всего издательства, – по принципу «нам нравится, а если это и принесёт деньги, будет ещё лучше».
– Что из книг вы бы особо отметили?
– Безусловно, особо интересна вся серия «Биографии и мемуары» из-за неиссякаемости источников и достаточно долгой и богатой истории человечества. Совершенно очаровательные сказки современного нидерландского автора Тона Теллегена, которые заставляют улыбаться или грустить с его вневозрастными персонажами. Почти всем знаком с детства наш любимый автор Джеймс Хэрриот. Его бесконечно добрые истории пропитаны симпатией ко всему живому и обладают, как мне кажется, исцеляющей силой. Особенно это важно сейчас, когда люди в своих заботах забывают о таких простых вещах, как сочувствие, жалость, бескорыстие.
Для детей и их родителей мы подготовили и развиваем одноимённую серию, в которую вошли и книга Януша Корчака «Король Матиуш», и серия книг Люси Мод Монтгомери о взрослении и жизни девочки Ани, и книги Анни Шмидт «Саша и Маша» – для самых маленьких читателей.
Также мы открыли серию «Хроники», описывающую современные реалии разных сфер жизни, будь то создание мужского глянцевого журнала или открытие ночного клуба. Пока в серии всего две книги, но в будущем мы хотели бы продолжить поиски интересных людей с интересными историями нашей с вами жизни.
– Каковы, по вашим наблюдениям, тенденции развития современной российской литературы?
– К сожалению, в данный момент современная российская литература находится в сложном положении. С одной стороны, читатель завален книгами на любой вкус, а с другой – качественных и интересных книг становится всё меньше и меньше, так как качественную книгу сделать стоит дорого. Дело здесь связано напрямую не с экономическим кризисом, а с общим упадком отношения к литературе как со стороны издателей, которые гонятся за большей прибылью, так и со стороны читателей, многие из которых готовы воспринимать книгу не как источник знаний и мыслей, а только как источник развлечения. Если издательства в погоне за деньгами не перестанут выбрасывать на прилавки всё подряд, то читатель как класс вымрет, останется только потребитель.
– Легко ли работать с авторами?
– Можно рассказать много курьёзных историй… Но если вкратце, поделюсь секретом: главное – соблюдать правило: «Терпение и доброжелательность».
– Как повлияет кризис на книжный рынок?
– На книжный рынок кризис, безусловно, уже повлиял. И будет вполне естественным, что обстановка на рынке заметно изменится – уйдут некоторые старые игроки, появятся новые как одиночки, так и союзы нескольких издательств и книготорговых предприятий, объединившихся под новой маркой. Для того чтобы читатель не отказался от книг совсем, нужно сделать их более доступными в финансовом отношении.
Беседу вёл