
Вероника Крашенинникова,
политический аналитик, исследователь
Уотергейт в США в 1972–1974 годах закончился отставкой президента Никсона и запустил в жизнь суффикс «гейт» для названий политических скандалов. Он подразумевает шокирующе противозаконные действия крупных политиков и попытки скрыть факты.
Текущая ситуация для Трампа из-за его связи с Джеффри Эпштейном, осуждённым секс-преступником и организатором проституции, начинает выглядеть как первые недели Уотергейта. В «Уолл-стрит джорнэл» магната-республиканца Руперта Мёрдока появилось письмо Трампа с поздравлением Эпштейна с 50-летием. Оно написано внутри контура обнажённой женщины, полно аллюзий и завершается пожеланием: «...и пусть каждый день будет ещё одной чудесной тайной». Трампа, видимо, публикация сильно задела: он подал иск против издания на 10 миллиардов (!) долларов.
Хотя в 2002-м рассказывал: «Я знаю Джеффа уже пятнадцать лет. Потрясающий парень. С ним очень весело. Даже говорят, что он любит красивых женщин так же, как и я, и чаще совсем молодых…» Эпштейн соглашался: «Я был ближайшим другом Трампа на протяжении десяти лет».
Теперь финансист Эпштейн известен даже широкой публике как педофил и сутенёр для круга высоких персон. В 2008-м его осудили за изнасилование 14-летней девочки, он провёл больше года в тюрьме и вышел после сделки о признании вины. Тридцати шести жертвам моложе 16 лет он выплатил от 50 тысяч до 1 миллиона долларов.
Десять лет спустя Эпштейна вновь арестовали – по обвинению в торговле несовершеннолетними во Флориде и Нью-Йорке. В этот раз всё пошло иначе: через два месяца после ареста, 10 августа 2019 года, он совершил самоубийство, как сказано в заключении судмедэкспертизы.
В ходе прошлогодней предвыборной кампании Трамп и его сторонники обещали раскрыть «чёрный список Эпштейна», чтобы вывести на свет «либералов». И вдруг недавно президент стал говорить, что дело это скучное, Эпштейна давно нет, хватит задавать про него вопросы.
Однако даже вице-президент Дж. Вэнс косвенно призывал опубликовать это письмо-поздравление. Архитектор МАГА-трампизма С. Бэннон и рупор движения Т. Карлсон всё чаще открыто не соглашаются с президентом, а техно-миллиардер И. Маск вошёл с ним в прямой клинч. Что касается масс, религиозным сторонникам Трампа пришлось толерантно закрыть глаза на многие грехи. Но связь с осуждённым педофилом и отказ раскрывать его контакты и преступления может стать чрезмерным отступлением даже для них.
Превратится ли всё это в «Эпштейнгейт» для Трампа, сказать сложно. Вопрос – и ответ – в том, насколько спонсорам ещё нужен Трамп как президент или они готовы его заменить. Торговые войны, пошлины и различные взбрыкивания Трампа «серьёзных людей» явно не устраивают.
Эпштейн и Трамп ссорились ещё в 2004-м из-за особняка на Палм-бич. Трамп перебил на аукционе цену Эпштейна, хотя покупал не для себя. Эпштейн собирался судиться. В ответ Трамп пригрозил, что откроет полиции его связи с несовершеннолетними. И сделал это. В 2006-м ФБР предъявило обвинения Эпштейну. Так Трамп положил начало преследованиям, которые теперь могут вернуться бумерангом.
На что он рассчитывал, обещая раскрыть «досье Эпштейна»? Мегаломания и ощущение безграничности власти могут внушать иллюзии полного контроля надо всем и вся. Но если атака развернётся и со стороны либеральных оппонентов, и его движения МАГА, выстоять будет непросто. А «Досье Эпштейна» может скрывать секреты масштабнее, чем преступления сексуального порядка при всей их мерзости. Их раскрытие не нужно системе.