Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 октября 2025 г.
Культура

Эрмитаж представил преемника Леонардо

22 октября 2025

Мария Фомина, искусствовед

Открыты три картины главного последователя манеры гениального Леонардо да Винчи — Бернардино Луини (ок.1480 — 1532).

В истории искусства давно устоялось понятие «леонардески». Так называют учеников и последователей великого флорентийца, которые досконально изучили его манеру и следовали ей в своем творчестве. Среди них Франческо Мельци, Джованни Больтраффио, Амброджо де Предис и — первый среди равных — Луини. В искусстве они взяли стиль и излюбленный облик персонажей Леонардо, но, как правило, не его гениальное живописное сфумато и мистическое, почти суггестивное воздействие на зрителя. Луини не учился у Леонардо, но стал главным проводником его манеры в искусстве ХУ1 столетия, этом последнем веке Ренессанса и первом веке барокко. Среди «леонардесок» Эрмитажа хранятся три работы Луини, и на выставке они представлены рядом, демонстрируя эволюцию манеры Луини от «Распятия» с Мадонной и избранными святыми, где стиль еще не леонардовский, к только что отреставрированным «Святому Себастьяну» и «Святой Екатерине».

Научная реставрация — один из важнейших видов деятельности крупнейших музеев мира, и среди них реставрационная школа Эрмитажа занимает особое место. Если «Св.Екатерина», окруженная двумя ангелами - типично леонардовская по манере, то «Св.Себастьян» - совершенно исключительное произведение не только в творчестве Луини, но и во всей европейской традиции изображения этого раннехристианского мученика. На большой, вертикального формата картине - не абстрактно прекрасный юноша, как у Антонелло да Мессина, Мантенья или Перуджино (одна из его версий Себастьяна находится также в эрмитажном собрании). У Луини это аллегорический портрет герцога Францеско П Сфорца. Юный правитель Милана был хрупкого телосложения, но здесь он предстает атлетом, в полный рост (эрмитажные сотрудники измерили его — 174 см), среди сломанных стрел и под лимонным древом. Характер дерева напоминает роспись самого Леонардо в миланском замке Сфорца, когда итальянский гений творил в этом ломбардском городе свою «Тайную вечерю» и занимался инженерными, мелиорационными, фортификационными и картографическими трудами. Как известно, главная любовь Леонардо — живопись, оказывалась в тени его многообразных трудов и изобретений, отсюда всего лишь около пятнадцати его картин, хранящихся в разных музеях мира.

Сложнейшие реставрационные работы, которые велись целых четыре года, послойно раскрывали авторскую живопись, соединившую феноменальную светотеневую моделировку с присущим леонардескам натурализмом: помимо портретных черт лица, мы видим все детали обнаженного тела Себастьяна-Сфорца, включая волоски на груди.

А накануне Эрмитаж представил книгу «Загадочная «Битва при Ангиари», созданную по итогам выставки «Новые загадки картин Леонардо да Винчи». В ней рассматривается загадка создания и гибели росписи Леонардо во флорентийской ратуше, где его гений состязался с другим, более юным — Микеланджело.

Эрмитаж продолжает изучать наследие одного из самых знаменитых художников в истории человечества, по праву гордясь тем, что в его коллекции есть две работы самого Леонардо и картины его последователей.

Тэги: Эрмитаж
Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Человечище

    22.10.2025
  • «Жизнь артиста» с «Венской кровью»

    20.10.2025
  • «Всё хорошо, но есть длинноты»

    18.10.2025
  • Александр Самоилэ: «Идеальный спектакль живет внутри тебя»

    16.10.2025
  • Путешествие длиною в жизнь

    16.10.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS