
Мария Фомина, искусствовед
Открыты три картины главного последователя манеры гениального Леонардо да Винчи — Бернардино Луини (ок.1480 — 1532).
В истории искусства давно устоялось понятие «леонардески». Так называют учеников и последователей великого флорентийца, которые досконально изучили его манеру и следовали ей в своем творчестве. Среди них Франческо Мельци, Джованни Больтраффио, Амброджо де Предис и — первый среди равных — Луини. В искусстве они взяли стиль и излюбленный облик персонажей Леонардо, но, как правило, не его гениальное живописное сфумато и мистическое, почти суггестивное воздействие на зрителя. Луини не учился у Леонардо, но стал главным проводником его манеры в искусстве ХУ1 столетия, этом последнем веке Ренессанса и первом веке барокко. Среди «леонардесок» Эрмитажа хранятся три работы Луини, и на выставке они представлены рядом, демонстрируя эволюцию манеры Луини от «Распятия» с Мадонной и избранными святыми, где стиль еще не леонардовский, к только что отреставрированным «Святому Себастьяну» и «Святой Екатерине».
Научная реставрация — один из важнейших видов деятельности крупнейших музеев мира, и среди них реставрационная школа Эрмитажа занимает особое место. Если «Св.Екатерина», окруженная двумя ангелами - типично леонардовская по манере, то «Св.Себастьян» - совершенно исключительное произведение не только в творчестве Луини, но и во всей европейской традиции изображения этого раннехристианского мученика. На большой, вертикального формата картине - не абстрактно прекрасный юноша, как у Антонелло да Мессина, Мантенья или Перуджино (одна из его версий Себастьяна находится также в эрмитажном собрании). У Луини это аллегорический портрет герцога Францеско П Сфорца. Юный правитель Милана был хрупкого телосложения, но здесь он предстает атлетом, в полный рост (эрмитажные сотрудники измерили его — 174 см), среди сломанных стрел и под лимонным древом. Характер дерева напоминает роспись самого Леонардо в миланском замке Сфорца, когда итальянский гений творил в этом ломбардском городе свою «Тайную вечерю» и занимался инженерными, мелиорационными, фортификационными и картографическими трудами. Как известно, главная любовь Леонардо — живопись, оказывалась в тени его многообразных трудов и изобретений, отсюда всего лишь около пятнадцати его картин, хранящихся в разных музеях мира.
Сложнейшие реставрационные работы, которые велись целых четыре года, послойно раскрывали авторскую живопись, соединившую феноменальную светотеневую моделировку с присущим леонардескам натурализмом: помимо портретных черт лица, мы видим все детали обнаженного тела Себастьяна-Сфорца, включая волоски на груди.
А накануне Эрмитаж представил книгу «Загадочная «Битва при Ангиари», созданную по итогам выставки «Новые загадки картин Леонардо да Винчи». В ней рассматривается загадка создания и гибели росписи Леонардо во флорентийской ратуше, где его гений состязался с другим, более юным — Микеланджело.
Эрмитаж продолжает изучать наследие одного из самых знаменитых художников в истории человечества, по праву гордясь тем, что в его коллекции есть две работы самого Леонардо и картины его последователей.