Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 июля 2019 г.
  4. № 27 (6696) (02.07.2019)
Телеведение

Эрос и Танатос в Сочи

Завершил свою работу ХХХ Кинотавр

03 июля 2019
Бурную реакцию вызвало награждение фильма «Бык»

Среди пятнадцати полнометражных конкурсных фильмов юбилейного «Кинотавра» можно насчитать пять независимых (произведённых без господдержки), шесть дебютных, восемь «мужских», семь «женских», четыре криминальных (все четыре сняты мужчинами), десять любовно-семейных, один о давнем прошлом («Мальчик русский»), один о недавнем («Бык»), один о прошлом внутри настоящего («Гроза») и ни одного, прямо касающегося современных социально-политических конфликтов: даже Юрий Быков, от которого ожидали чего-то в духе «Дурака» и «Майора», на сей раз выступил со «Сторожем», удалённым от социальности не только в смысловом, но и в физическом пространстве. В чём трудно не увидеть страх перед прикосновением к горячей действительности и перед цензурой Министерства культуры, которой ничего не стоит отказать острой картине в прокатном удостоверении, как случилось с фильмами «Приказано забыть» и «Смерть Сталина».

Узость тематики приводит к незапланированным параллелям между работами отдельных конкурсантов: так, Анна Пармас («Давай разведёмся») и Нигина Сайфуллаева («Верность») дали своим героиням профессию гинеколога. При этом обе, столкнувшись с реальной или мнимой изменой мужей, сами изменяют или почти изменяют им, а в процессе эмансипации приходят к выводу, что ничего особенного не случилось – можно и сменить супруга, и начать безмужнюю жизнь, и примириться с изменщиком. Впрочем, различий не меньше, чем сходства: Сайфуллаева как режиссёр свободнее, нежели Пармас, стеснённая рамками «кино для всех» (12+) и потакающая среднему вкусу. «Верность», она же «Ревность», предназначена молодым зрителям, которые пользуются дарами сексуальной революции как чем-то обыденным, не думая о том, что для предыдущих поколений российско-подданных человек без одежды был на экране таким же запретным продуктом, как французский сыр на нынешних прилавках.

Между этими условными полюсами расположились другие картины той же любовно-семейной группы. Герой фильма Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» – дальнобойщик, который в начале фильма сходится с женой соседа, а в конце она возвращается в семью со словами «Простите меня, я больше не буду». Герой первой полнометражной работы Григория Добрыгина «Sheena667» (её можно было бы назвать «Любовь по скайпу») – охладевший к жене муж – автослесарь, влюбившийся в девицу для виртуального секса и собравшийся в Штаты для более тесного знакомства с ней. Героиня фильма Оксаны Карас «Выше неба» – психованная мать (сыгравшая эту роль Виктория Толстоганова получила приз за лучшую женскую роль), ревнующая мужа к подруге дочери, а дочь – к её возлюбленному-парапланеристу. В «Грозе» Григория Константинопольского, который перенёс классическую пьесу Островского в наши дни, частично переложив её рэпом и добавив прозрачных, как медузы, инопланетян, другая стервозная мамаша в исполнении той же Толстогановой держит в узде взрослого сына и гнобит невестку. А в «Люби их всех» Марии Агранович впервые выведена сексуальная аферистка, что дало американскому слависту Владимиру Падунову повод отпустить шутку насчёт прогрессивной эволюции женских образов в современном российском кино: от «Содержанок» к куртизанкам.

19-Кинотавр РИА 000156493703_RIAN-ID-5918061.jpg

Приз за лучшую женскую роль заслуженно получила Виктория Толстоганова. Екатерина Чеснокова / РИА  новости


На столь интенсивном эротическом фоне померкли криминальные страсти и в «Большой поэзии» Александра Лунгина, и в «Быке» Бориса Акопова, и в «Кураторе» Петра Левченко, хотя во всех трёх есть любопытные аспекты: у Лунгина – отношения между поэзией и преступностью, ранее в нашем кино не освоенные, в «Быке» – незаурядная аудиовизуальная энергия, в «Кураторе» – пунктирное повествование, которое, согласно замыслу создателей фильма, должно побудить зрителей самостоятельно искать пропущенные связи между событиями. Но, хотя молодых бандитов играют хорошие актёры (сыгравший в «Большой поэзии» Александр Кузнецов получил приз за лучшую мужскую роль), ни одна из этих картин не представила новых героев нашего времени, способных вызвать такую же эмпатию, какую в конце девяностых – начале нулевых вызвали главные персонажи трёх прогремевших «Б» – «Брата», «Бригады» и «Бумера», особенно первый из них, прославивший Сергея Бодрова-младшего.

Отдельное место в конкурсе занял «Керосин» Юсупа Разыкова, равноудалённый от любовных и криминальных пертурбаций – сказка про одинокую бабку, в роли которой дебютировала в кино 85-летняя актриса Ярославского театра имени Фёдора Волкова Елена Сусанина, в полной мере наделённая обаянием, которого недостало упомянутым выше героям. Внешняя простота и эмоциональная глубина этой скромной картины склонили к ней симпатии критиков, вручивших Разыкову приз Гильдии киноведов и кинокритиков имени Даниила Дондурея. Диплома Гильдии удостоился стилизованный под хронику фильм сокуровского ученика Александра Золотухина с довольно неловким названием «Мальчик русский», воссоздающий музыкальную и визуальную атмосферу Первой мировой войны и рассказывающий об ослепшем солдате, ловящем шум приближающихся бомбардировщиков. Критики, участвовавшие в рейтинге журнала «Искусство кино», присудили свои дипломы «Шине667» и «Быку».

Главное жюри во главе с Константином Хабенским поощрило картины, нацеленные на коммерческий успех: за лучший сценарий и лучший дебют наградили Пармас, за режиссуру – Лунгина, а главный присудили Акопову. Судя по неохоте, с которой члены жюри отвечали на вопросы журналистов, и откровенно раздражённому отпору председателя, свидетельствующим о нежелании выносить сор из избы, эти решения не вполне устроили их самих. Оно и понятно: если уж судить фильмы с точки зрения массового спроса, резоннее делать это не по завершении фестиваля, на котором их впервые показывают публике, а по окончании проката.

 

Тэги: Фестиваль Виктор Матизен Виктория Толстоганова Бык
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Чехов в отражении

    31.01.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS