Среди пятнадцати полнометражных конкурсных фильмов юбилейного «Кинотавра» можно насчитать пять независимых (произведённых без господдержки), шесть дебютных, восемь «мужских», семь «женских», четыре криминальных (все четыре сняты мужчинами), десять любовно-семейных, один о давнем прошлом («Мальчик русский»), один о недавнем («Бык»), один о прошлом внутри настоящего («Гроза») и ни одного, прямо касающегося современных социально-политических конфликтов: даже Юрий Быков, от которого ожидали чего-то в духе «Дурака» и «Майора», на сей раз выступил со «Сторожем», удалённым от социальности не только в смысловом, но и в физическом пространстве. В чём трудно не увидеть страх перед прикосновением к горячей действительности и перед цензурой Министерства культуры, которой ничего не стоит отказать острой картине в прокатном удостоверении, как случилось с фильмами «Приказано забыть» и «Смерть Сталина».
Узость тематики приводит к незапланированным параллелям между работами отдельных конкурсантов: так, Анна Пармас («Давай разведёмся») и Нигина Сайфуллаева («Верность») дали своим героиням профессию гинеколога. При этом обе, столкнувшись с реальной или мнимой изменой мужей, сами изменяют или почти изменяют им, а в процессе эмансипации приходят к выводу, что ничего особенного не случилось – можно и сменить супруга, и начать безмужнюю жизнь, и примириться с изменщиком. Впрочем, различий не меньше, чем сходства: Сайфуллаева как режиссёр свободнее, нежели Пармас, стеснённая рамками «кино для всех» (12+) и потакающая среднему вкусу. «Верность», она же «Ревность», предназначена молодым зрителям, которые пользуются дарами сексуальной революции как чем-то обыденным, не думая о том, что для предыдущих поколений российско-подданных человек без одежды был на экране таким же запретным продуктом, как французский сыр на нынешних прилавках.
Между этими условными полюсами расположились другие картины той же любовно-семейной группы. Герой фильма Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» – дальнобойщик, который в начале фильма сходится с женой соседа, а в конце она возвращается в семью со словами «Простите меня, я больше не буду». Герой первой полнометражной работы Григория Добрыгина «Sheena667» (её можно было бы назвать «Любовь по скайпу») – охладевший к жене муж – автослесарь, влюбившийся в девицу для виртуального секса и собравшийся в Штаты для более тесного знакомства с ней. Героиня фильма Оксаны Карас «Выше неба» – психованная мать (сыгравшая эту роль Виктория Толстоганова получила приз за лучшую женскую роль), ревнующая мужа к подруге дочери, а дочь – к её возлюбленному-парапланеристу. В «Грозе» Григория Константинопольского, который перенёс классическую пьесу Островского в наши дни, частично переложив её рэпом и добавив прозрачных, как медузы, инопланетян, другая стервозная мамаша в исполнении той же Толстогановой держит в узде взрослого сына и гнобит невестку. А в «Люби их всех» Марии Агранович впервые выведена сексуальная аферистка, что дало американскому слависту Владимиру Падунову повод отпустить шутку насчёт прогрессивной эволюции женских образов в современном российском кино: от «Содержанок» к куртизанкам.
Приз за лучшую женскую роль заслуженно получила Виктория Толстоганова. Екатерина Чеснокова / РИА новости
На столь интенсивном эротическом фоне померкли криминальные страсти и в «Большой поэзии» Александра Лунгина, и в «Быке» Бориса Акопова, и в «Кураторе» Петра Левченко, хотя во всех трёх есть любопытные аспекты: у Лунгина – отношения между поэзией и преступностью, ранее в нашем кино не освоенные, в «Быке» – незаурядная аудиовизуальная энергия, в «Кураторе» – пунктирное повествование, которое, согласно замыслу создателей фильма, должно побудить зрителей самостоятельно искать пропущенные связи между событиями. Но, хотя молодых бандитов играют хорошие актёры (сыгравший в «Большой поэзии» Александр Кузнецов получил приз за лучшую мужскую роль), ни одна из этих картин не представила новых героев нашего времени, способных вызвать такую же эмпатию, какую в конце девяностых – начале нулевых вызвали главные персонажи трёх прогремевших «Б» – «Брата», «Бригады» и «Бумера», особенно первый из них, прославивший Сергея Бодрова-младшего.
Отдельное место в конкурсе занял «Керосин» Юсупа Разыкова, равноудалённый от любовных и криминальных пертурбаций – сказка про одинокую бабку, в роли которой дебютировала в кино 85-летняя актриса Ярославского театра имени Фёдора Волкова Елена Сусанина, в полной мере наделённая обаянием, которого недостало упомянутым выше героям. Внешняя простота и эмоциональная глубина этой скромной картины склонили к ней симпатии критиков, вручивших Разыкову приз Гильдии киноведов и кинокритиков имени Даниила Дондурея. Диплома Гильдии удостоился стилизованный под хронику фильм сокуровского ученика Александра Золотухина с довольно неловким названием «Мальчик русский», воссоздающий музыкальную и визуальную атмосферу Первой мировой войны и рассказывающий об ослепшем солдате, ловящем шум приближающихся бомбардировщиков. Критики, участвовавшие в рейтинге журнала «Искусство кино», присудили свои дипломы «Шине667» и «Быку».
Главное жюри во главе с Константином Хабенским поощрило картины, нацеленные на коммерческий успех: за лучший сценарий и лучший дебют наградили Пармас, за режиссуру – Лунгина, а главный присудили Акопову. Судя по неохоте, с которой члены жюри отвечали на вопросы журналистов, и откровенно раздражённому отпору председателя, свидетельствующим о нежелании выносить сор из избы, эти решения не вполне устроили их самих. Оно и понятно: если уж судить фильмы с точки зрения массового спроса, резоннее делать это не по завершении фестиваля, на котором их впервые показывают публике, а по окончании проката.