15 ноября президент России подписал указ «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины», который предполагает свободный доступ продукции, произведённой в ЛДНР, на российские рынки. Что это означает для республик? Как складывается ситуация в экономической сфере ЛДНР? Какие субъекты бизнеса контролируют сегодня экономические процессы в республиках? Эти и сопутствующие темы освещает донецкий эксперт, специализирующийся на промышленной проблематике.
Указ Путина, безусловно, для Донбасса позитивная новость и в значительной степени революционное событие. Вспомним, до недавнего времени товары из ЛДНР при поставке в Россию требовали сложного таможенного оформления, они считались де-юре украинскими, на них распространялась система квотирования, и самое главное – их не допускали к госзакупкам.
Это очень сильно било по экономике Донбасса, по сути своей экспортно-ориентированной. Региону не нужно столько металла, угля, продукции машиностроения и ряда других товаров, сколько он способен производить. Всё это ориентировано на внешний рынок, которым в нынешних обстоятельствах может выступать главным образом рынок России. Именно поэтому так востребована важнейшая составляющая указа – возможность товарам из ЛДНР участвовать в госзакупках РФ наравне с российскими предприятиями.
Прежде с товарами из ЛДНР в России могли иметь дело только частные коммерческие структуры, которые, используя своё положение монополистов, закупали продукцию предприятий ЛДНР по заниженным расценкам. При этом существенная доля прибыли шла в карман часто недобросовестных посредников. Это означало неравные условия конкуренции, снижение рентабельности республиканских предприятий, недополученную в итоге прибыль. Последнее звено в цепи – доходы граждан республик, которые оказывались существенно ниже ожидаемых. Ведь себестоимость местных товаров мало чем отличается от российских. Сырьё, комплектующие закупаются по таким же рыночным ценам, что и в РФ. Возможно, дешевле здесь только электроэнергия. В результате главный ресурс для экономии у производителя – снижение доли заработной платы в себестоимости товара.
Указ президента России в корне всё изменил. Отныне товары из ЛДНР абсолютно легальны в России; чтобы их реализовать, не нужно обращаться к посредникам, апеллирующим к непризнанному статусу республик и потому демпингующим при заключении договоров. Не нужно придумывать серые схемы поставок. Теперь, когда огромный российский рынок для республик открыт, местные предприятия могут и расширить производство, и, соответственно, поднять уровень жизни населения, увеличив работникам заработную плату. По сути, де-факто предприятия ЛДНР становятся субъектами экономики России.
Сейчас много говорят о перспективах взрывного роста экономики ЛДНР. Рост, конечно, возникнет, но думаю, что скорее поступательный. Потому что всё ещё не преодолены два существенных препятствия.
Первое, и это важнейший фактор, продолжающиеся боевые действия и тенденция к их эскалации, наметившаяся в последнее время. Остаётся риск разрушения промышленных мощностей, складов, объектов инфраструктуры. Подвергаются опасности жизни сотрудников предприятий. Свежий пример: в эти выходные украинский снаряд попал в цех Ясиноватского машиностроительного завода, в результате разрушены кровля, стена, оборудование. В этот раз обошлось без жертв, но сколько таких «прилётов» ещё будет?! В таких условиях крупный капитал вряд ли решится на полномасштабные инвестиции. Капитал боится непризнанного статуса, но ещё сильнее – боевых действий. Да, указ смягчает фактор непризнанного статуса, но он никак не ликвидирует фактор войны.
И вторая проблема: предприятия республик до сих пор ограничены в возможности получать кредиты, а рыночная экономика по определению не в состоянии функционировать без заёмных средств. Существующие государственные банки в ДНР и ЛНР не являются полноценными банками. Они скорее выполняют казначейские функции: выплачивают пенсии, зарплаты бюджетникам, через них осуществляются платежи и перевод средств внутри республик, но полноценного и масштабного кредитования они не предоставляют. Остаётся надеяться, что решение этой проблемы будет найдено.
Время выхода Указа «Об оказании гуманитарной поддержки» удачно совпало с началом процесса перезапуска экономик ЛДНР, о котором недавно заявлял глава ДНР Денис Пушилин. Возобновившемуся производству на крупнейших активах чёрно-металлургической отрасли региона как нельзя кстати упрощение торговых отношений с Российской Федерацией.
В начале этого года по ряду причин в промышленности республик возникла пауза, которая впоследствии могла критически сказаться на всей экономике ЛДНР. Это связано с приостановкой деятельности ведущих металлургических предприятий Донбасса, что могло привести к необходимости капитального восстановления оборудования. Известно, что производства, особенно сосредоточенные в металлургической и химической промышленности, являются производствами непрерывного цикла. Продолжительный перерыв мог привести к существенному разрушению технологического оборудования, но этого удалось избежать.
Безусловно, первопричиной кризиса в промышленном секторе экономики ЛДНР, как ни банально это звучит, стала война, блокада, разрыв экономических связей, которые совокупно крайне пагубно сказались на всех без исключения отраслях промышленности Донбасса, но и не только перечисленные факторы.
Напомним, до 2017 года украинские собственники сохраняли контроль над своими предприятиями, оставшимися в ЛДНР. Несмотря на вооружённый конфликт с Киевом, предприятия Донецка и Енакиево, Алчевска и Докучаевска платили налоги в бюджет Украины, вывозя при этом продукцию на подконтрольную правительству Украины территорию. В силу ряда причин устраивавшая обе стороны «экономическая биполярность» закончилась после введения Украиной экономической блокады Донбасса в январе 2017 года. Очевидно, что, изолируя предприятия региона от внешнего мира, Киев преследовал далеко не благородные цели. Его желанием была полная остановка экономики Донбасса с последующим социальным коллапсом. Тогда, чтобы избежать подобного сценария, власти ЛДНР ввели на своей территории механизм «внешнего управления» над украинскими активами.
Компанией, получившей в 2017 году право на управление металлургией Донбасса, стало ЗАО «Внешторгсервис», которое контролировалось Сергеем Курченко. На первых порах компания достаточно эффективно управляла активами, но позже ситуация начала меняться. Возникла серьёзная задолженность по зарплате перед трудовыми коллективами и контрагентами, росла социальная напряжённость, многие сотрудники начали увольняться и искать себе новую работу уже за пределами родного края. В итоге назрела очевидная необходимость смены управляющей компании.
Этим летом у чёрно-металлургической отрасли ЛДНР появился новый инвестор – компания ЮГМК (Южный горно-металлургический комплекс). Владеет этой структурой и возглавляет её российский бизнесмен Евгений Юрченко.
С первых месяцев работы ЮГМК решал главную задачу – остановить стагнацию и возобновить производство на предприятиях. Были погашены долги по зарплате, которые накопились перед сотрудниками предприятий в период управления ими ВТС.
Компания Евгения Юрченко инвестировала существенные средства в расконсервацию и возобновление производства. Были запущены доменные печи Енакиевского металлургического завода и Алчевского металлургического комбината, возобновили работу Ясиновский и Макеевский коксохимический заводы, заработал Макеевский металлургический завод, другие предприятия.
Сегодня предприятия ЮГМК производят и поставляют, в том числе российским потребителям, широкую номенклатуру продукции. Енакиевский металлургический завод производит фасонный профиль, Макеевский металлургический – катанку и арматуру, а гигант Алчевский металлургический комбинат – товарный сляб, фасонный профиль и толстолистовой прокат. Совокупный объём производимого металла – около 245 тыс. т в месяц.
Кроме того, на российский рынок поступает продукция коксохимических заводов, находящихся в управлении ЮГМК, которые тоже относятся к предприятиям чёрной металлургии. Это доменный кокс, коксовый орех, коксовая мелочь, каменноугольная смола, сырой бензол, сульфат аммония. Общий объём поставляемой коксохимической продукции на сегодняшний день составляет 50 тыс. т.
Заработав, эти предприятия (в соответствии с так называемым мультипликативным эффектом) дали толчок к развитию смежных производств.
Ожидается, что совокупный эффект от оживления реального сектора экономики Донбасса, начала полноценной работы его крупнейших промышленных активов и действия указа Владимира Путина сумеет переломить текущую тенденцию в экономике региона. Период стагнации и дотационного выживания сменится периодом полноценного функционирования.
Сегодня многие на Донбассе и в России задаются вопросом, вернут ли нынешние позитивные изменения на родину переселенцев, которые из-за войны и недавних неурядиц покинули Донбасс. Безусловно, указ Путина и новации в экономической сфере ЛДНР не решат в один момент комплекс проблем, которые накапливались семь лет. Война не окончена, статус республик остаётся непризнанным. Но полагаю, в ближайшее время позитивные тенденции будут усиливаться. Кто-то всё-таки вернётся к родным очагам, а кто-то из решившихся уезжать передумает, а даже это в наше время значит многое.
Рамиль Замдыханов,
Донецк