Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 ноября 2019 г.
  4. № 45 (6712) (06.11.2019)
Литература Проза

Ещё не выпал наш последний снег

К 100-летию со дня рождения Александра Немировского

06 ноября 2019

«ЛГ» предлагает вниманию чита­телей не публиковавшиеся ранее фрагменты воспоминаний Алек­сандра Немировского.

Угловой на Моховой


* * *

В судьбе литературы, как действую­щие персонажи, подчас выступают не только люди, но и дома. Знакомясь в мои зрелые годы с наследием учёного и поэта Серебряного века петербуржца Бориса Михайловича Зубакина, я узнал о метаморфозе дома Мурузи на углу Литейного и Спасской. В нём десяти­летний гимназист Борис впервые про­читал свои стихи молодому литератору Владимиру Пясту. Дом этот в самом начале ХХ века был местом собрания знаменитого Религиозно-философско­го общества, в начале 20-х гг. того же столетия стал местом встреч и литера­турных споров литературного объеди­нения «Серапионовы братья». И он же сделался «героем» мемуаров Елизаветы Полонской и Корнея Чуковского.

В судьбах моего поколения сходную роль сыграл дом с куполом на углу Моховой и улицы Герцена. Здесь рабо­тало литературное объединение.

* * *

Нашим литературным объединением руководил Евгений Долматовский. Он был всего на четыре года старше нас, вто­рокурсников (мы его называли Женя), но успел не только окончить Литератур­ный институт имени Горького, но и уча­ствовать в сооружении первой линии Московского метрополитена и выпу­стить два поэтических сборника. Песни Жени звучали повсюду. На Жениной груди поблёскивал орден «Знак почёта». Он носил туфли на каучуке, курил труб­ку. Выглядел пижоном. Впрочем, в его биографии оказалось «тёмное пятно». Узнал я об этом случайно. Мы шли по одному из московских переулков, выхо­дящих на Метростроевскую (Остоженку), и мне бросилась в глаза чугунная крыш­ка люка. «Смотри, Женя», – радостно воскликнул я, показав на отлитую по окружности фамилию «Долматовский». Женя отшатнулся и молча ускорил шаг.

Позднее я узнал, что отец Жени, быв­ший до революции заводчиком в Росто­ве, был арестован. Поразительно похо­жий эпизод присутствует в романе «Доктор Живаго». Не Женина ли судь­ба подсказала его Борису Леонидовичу?

Женины стихи нас не воодушевля­ли. Да и научить нас он ничему не смог. Фактически руководил объединением Даня Плотке.

* * *

Литинститутцы Паша Коган и Боря Слуцкий, насколько мне помнится, наше университетское литобъединение не посещали. Для них не был авторитетом не только Долматовский, но и Плотке. Даню они считали «эстетом». Однажды на вечере в Юридическом институте, где учился Слуцкий, они обрушились на него с нападками и выкриками: «Бей кастетом по эстетам». Я на сборище не присутствовал и о случившемся там узнал от моего друга Коли Майорова.

* * *

…Даня решил предложить стихи Коли Майорова в журнал «Знамя», в котором он выступал как критик. И вот мы у дома в Леонтьевском переул­ке, в котором в ту пору квартировал этот журнал. В руках Коли тетрадка с пере­писанными им стихами. Однако войти он не решается, и я его буквально втал­киваю в дверь. Минут через двадцать он возвращается с тетрадкой в руках. Как в греческой трагедии, самое страшное осталось за занавесом.

Мише Кульчицкому больше повезло, может быть, потому, что его куратора­ми оказались Семён Кирсанов и Лиля Брик. Поэма Кульчицкого «Самое такое» увидела свет в журнале «Октябрь» в 1940 году.

* * *

С началом войны студентов МГУ, как и других вузов, отправили в Смоленщи­ну и Брянщину на оборонные работы. Студентов Литинститута, как вечерни­ков, это не коснулось, и они, оставшись в Москве, вошли в Истребительный батальон. По возвращении в сентябре 1941 года я сразу отправился на Твер­ской бульвар. Он был неузнаваем. Над памятником Пушкина колыхалась «кол­баса», прикрывая его от налётов с воз­духа. Там же я встретил Кульчицкого, остриженного наголо, в зелёной пилот­ке. Она была ему не по размеру и посто­янно сваливалась с его головы, и он то и дело её поправлял...

* * *

Ещё раз я встретил Кульчицкого на улице Герцена, где находился наш истфак. В конце сентября я сдавал там госэкзамены, а он, как боец Истре­бительного батальона, служил и жил в здании против консерватории. О его судьбе после окончания военного учи­лища в Хлебникове (там, где ныне находится база Московского речно­го пароходства) никому не известно. Никто не видел его похоронки. Про­шёл слух, что он попал в плен и буд­то бы в 1945 году кто-то получил письмо, отправленное им с каким-то человеком с вокзала, где останав­ливался железнодорожный эшелон с военнопленными, отправлявши­мися в Сибирь (сообщено Миррой Гольдфарб–Лейтас). В начале 70-х гг. я плыл на пароходе по Волге и посе­тил мемориальный комплекс Мамаева кургана. Проходя под аркой с имена­ми погибших, я поднял голову, и мне бросилось в глаза: «Михаил Кульчиц­кий». От неожиданности я упал. Это была наша последняя встреча.

* * *

Литинститут, в котором я учился, в те годы был настоящим заповедником русской литературы ХХ века, собрани­ем вполне окрепших, но ещё не при­знанных и не имевших выхода в печать талантов. «Там жили поэты, – и каж­дый встречал / Другого надменной улыбкой», – писал Александр Блок. Но в нашем поэтическом мире не чувство­валось пренебрежения к другу. Каж­дый ценил свою силу, знал себе цену, но радовался удаче другого и гордился принадлежностью к братству на Твер­ском бульваре, тогда и территориально более близкого, чем ныне, к бронзово­му воплощению российской поэзии, памятнику Пушкину.


Беды внезапное начало

* * *

О, лето первое войны,

Беды внезапное начало.

Она от Буга до Двины

Свои следы обозначала.

Пылали наши города,

По шляху полз дымок белесый,

И аист, не найдя гнезда,

Кружился в ужасе над лесом,

И рёв недоеных коров,

На утомлённых лицах копоть.

И не дорытый нами ров.

Смоленщина. Деревня Снопоть.

 

Человек за камнем

Где земля, вскипая от разрывов,

Днём и ночью ходит ходуном,

У дороги к Финскому заливу

Человек лежит за валуном.

Пуля с визгом ударяла в камень,

Оставляя, как морщину, след,

Может быть, за это время сам он

Станет старше на десяток лет.

День умрёт. Потянутся к закату,

Рассыпаясь в цепи, облака.

И погладит камень ноздреватый

Влажная солдатская рука.

Если я, суровый, молчаливый,

Возвращусь в свой позабытый дом,

Покажу тебе мой путь к заливу –

Пусть расскажет камень обо всём.

 

* * *

Двумя досками дверь моей квартиры

Забита накрест в первый год войны.

Четвёртый год я странствую по миру,

Оставленной не помня тишины.

 

А дома пальма без воды засохла,

Ладони листьев в трубочки свернув,

И пыль легла, как занавес, на стёкла,

Не мытые ни разу за войну.

 

Пока я полз и руки в кровь царапал,

Пока бежал в атаку на врага,

Здесь время шло, обрушиваясь на пол

Кусками штукатурки с потолка.

 

Памяти Николая Майорова

Ещё не выпал наш последний снег,

Тот самый снег, что принесёт разлуку.

И мы гребём с тобою, как во сне,

Лопатами, как вёслами, сквозь вьюгу.

 

Ещё не выпал наш последний снег,

Я говорю вам: «Нет, ещё не выпал».

Ещё растают в солнечном огне

Осколки дней, как смёрзшиеся глыбы.

 

Ещё ударит над полями гром,

Ещё цветы мы будем мять по лугу,

Ещё своих любимых мы найдём,

Как музыкант находит тон по слуху.

 

Встают сугробы, словно берега,

И мы скользим меж ними, как фрегаты.

И музыка звучит издалека,

Прекрасная, как лунная соната.

 

Свистит позёмка, заметая след.

И нет уже обратно нам дороги,

И в мир, как в недописанный сонет,

Ведут нас ослепительные строки.

 

Кульчицкий

О, как тебя мне часто не хватает,

Хочу опять взглянуть в твои глаза,

И кажется, что лестница витая

Ведёт меня опять на небеса.

 

Мы в кипятке размачивали корки

И спорили с тобой до хрипоты

О Рильке, об Уитмене и Лорке,

Потом поэму прочитал мне ты.

 

И рядом печка у меня топилась,

Потрескивали мокрые дрова,

И словно б не от голода кружилась,

А от стихов упругих голова.



«ЛГ»-ДОСЬЕ

Александр Немировский (1919–2007)

Историк-антиковед, прозаик, поэт, переводчик. Родился в г. Тирасполе в семье участника Первой мировой войны. В 1925 г. семья Немировских нелегально перебралась из оккупированной Румынией Бессарабии в Москву. Учился на историческом факультете МГУ и в Литературном институте им. А.М. Горького. Его товарищами по поэтическому семинару Ильи Сельвинского были Михаил Кульчицкий, Сергей Наровчатов, Павел Коган. Посещал литобъединение при студенческом клубе МГУ вместе с Николаем Майоровым, Николаем Банниковым, Идой Гершкович, Николаем Зубковым и другими. Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Красного Знамени. После войны окончил аспирантуру на истфаке МГУ, защитил кандидатскую и докторскую диссертации на темы по истории и культуре Древнего Рима.

Автор художественных произведений «Тиберий Гракх», «За столбами Мелькарта», «Слоны Ганнибала», «Белая лань», «Белые, голубые и собака Никс», «Этрусское зеркало» и других.

Переводил стихи античных поэтов (Вергилия, Катулла, Овидия, Марциала, Горация), Германа Гессе, Райнера Марии Рильке. Первым опубликовал стихотворения Николая Майорова и репрессированного поэта Бориса Зубакина.  

Тэги: Поэзия Век
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS