БЕЗ «ЗОЛОТОГО МИЛЛИАРДА»
БРИК – это первые буквы в названии четырёх государств – Бразилии, России, Индии и Китая. Впервые эта аббревиатура появилась в докладе, подготовленном одним из крупнейших американских банков Goldman Sachs, в 2003 году. Его аналитики сделали прогноз, согласно которому к середине текущего века указанные страны по совокупному ВВП превзойдут шестёрку ныне самых богатых стран – США, Японию, Германию, Великобританию, Францию и Италию.
Однако важно не то, кто первым и с какой целью пустил в оборот аббревиатуру БРИК. Важно то, что идея объединения усилий крупных стран, не входящих в «золотой миллиард», с целью активизации сотрудничества в экономической сфере и оказания адекватного своей экономической мощи влияния на формирование мирового экономического порядка уже носится в воздухе.
Говоря о якобы предопределённом месте стран БРИК в мировой экономике, некоторые эксперты называют Китай «мастерской мира», Индию – «бюро добрых услуг», Бразилию – «всемирной фермой», а Россию – «мировой кочегаркой», поставщиком энергоносителей.
Очень важно реально оценить, какую роль может играть Россия в этом объединении.
КИТАЙ
Невероятно, но факт: среднегодовой рост ВВП уже 30 лет подряд составляет около 10 процентов, а промышленного производства – чуть менее 15 процентов. Таков результат глубоко продуманной стратегии развития страны и качества власти.
Сначала Китай завалил мировой рынок дешёвой одеждой, обувью и мебелью, а ныне стремительно теснит своих конкурентов с рынка аудио-, видео- и компьютерной техники. Золотовалютные резервы увеличиваются с неправдоподобной быстротой.
Пока Китай вынужден довольствоваться тем, что собственные технологии составляют лишь 20 процентов, а 80 процентов – иностранные. Однако китайские власти в рамках создания «экономики знаний» ставят задачу в течение ближайших лет поменять пропорцию в пользу собственных технологий.
Исключительно большое значение в Поднебесной придаётся подготовке высококвалифицированных кадров и социальному статусу учёных. Там они получают примерно в два раза больше, чем у нас. За годы реформ Пекин послал в страны Запада более одного миллиона студентов, из которых вернулись далеко не все. Многие из оставшихся в США, Англии, Германии и т.д. стали крупными учёными, специалистами. Их тоже Пекин стремится вернуть на родину, предоставляя им условия не худшие, чем они имеют там, и многие возвращаются. Руководство КНР сумело создать такие благоприятные условия для иностранных предпринимателей, для жизни иностранцев вообще, что в страну рекой потекли капиталы и технологии. Крупнейшие мировые корпорации стали создавать в Китае научно-технические центры, коих насчитывается уже около восьмисот.
Есть ещё одна сильная сторона Китая. «В китайском народе, – отмечают специалисты, – издавна укоренился культ учёности, представление о том, что только образование способно повысить положение человека в обществе, то есть служить каналом социальной мобильности». В Поднебесной практикуется сформировавшийся ещё во времена феодализма принцип подбора государственных служащих на основе открытых конкурсных экзаменов, то есть принцип меритократии – продвижение наверх благодаря заслугам и способностям.
Ставя во главу угла быстрое развитие страны, Пекин в то же время тихо, спокойно, без трескотни и бравады (и не без нашей помощи!) создаёт мощный военный потенциал. Он уже является космической державой, имеет как стратегические ракеты, так и противоракеты, а недавно стал производить и современный военный самолёт.
ИНДИЯ
Индия в последние годы набрала высокие и довольно устойчивые темпы роста, уступая лишь США, КНР, Японии и Германии. При этом добилась крупных успехов в ряде принципиально важных областей. Это – обрабатывающие отрасли, электроэнергетика, машиностроение, в том числе автомобилестроение (более 10 миллионов единиц в год, включая не только автомашины, но и автобусы, тракторы, трёхколёсные передвижные средства, мотоциклы и мотороллеры).
Здесь бурно развиваются в последние годы информационные технологии и аутсорсинг – передача сторонней организации решения тех или иных задач или бизнес-процессов. И прежде всего аутсорсинг не бытовой, а высокотехнологичный – разработка, внедрение, эксплуатация, совершенствование работы информационно-технологических систем.
Индия располагает огромной армией учёных и в этом уступает только США. Ежегодно образование получают приблизительно 2,5 млн. выпускников в области информационных технологий, техники, науки о жизни, обучаются 650 тыс. аспирантов и выпускаются около 1500 кандидатов биологических и технических наук.
Как и для Китая, для Индии западные страны, и прежде всего США, являются и «кузницей кадров», и источником получения новой техники и новых технологий. Многие индийские студенты обучаются в лучших западных университетах. Оставшиеся в западных странах выпускники нередко становятся крупными специалистами. Часть из них создают на исторической родине инновационные фирмы, другие возвращаются домой и, используя полученные знания и опыт, занимают достойные (и, кстати, хорошо оплачиваемые!) места в высокотехнологичных отраслях.
БРАЗИЛИЯ
У нас, на мой взгляд, сложилось неверное представление о Бразилии. В советские времена Бразилия ассоциировалась с футболом, карнавалами и растворимым кофе. А между тем, пока мы занимались не имеющими аналога в истории «реформами», Бразилия совершила впечатляющий рывок в своём развитии. Это сегодня промышленная держава с отраслями высоких технологий, преуспевшая в создании авиакосмической промышленности, собственной конструкции ядерных реакторов. Она выпускает автомашины, самолёты, строит крупнотоннажные суда, у неё развитая горнодобывающая промышленность и впечатляющий аграрный сектор.
В структуре бразильского экспорта изделия обрабатывающих отраслей составляют уже более 50 процентов, в то время как российский экспорт на 80–90 процентов состоит из сырья и продукции первичной переработки.
По темпам роста Бразилия уступает Индии и особенно Китаю. Однако у Бразилии более структурированная экономика, более высокая общая грамотность и более высокий уровень жизни граждан, нежели в указанных выше странах.
ВОЗМОЖНОСТИ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
После прошедшего недавно в России первого саммита некоторые эксперты считают, что БРИК может быть оформлен как официальная организация мощных региональных держав, готовых предложить западному миру альтернативный путь глобального развития.
Возможно, это неформальное пока объединение в последующем может привести к появлению формальной организации со своим уставом и с необходимым набором документов. В условиях глобального кризиса и пересмотра сфер влияния страны БРИК пытаются продемонстрировать наличие собственного экономического и геополитического потенциала для принятия актуальных международных решений.
Россия принимает самое активное участие в данном процессе. Однако тут следует сохранять твёрдый расчёт, не впадать в «головокружение от успехов», не преувеличивать свои возможности и не преуменьшать влияние и возможности тех, кто не заинтересован в усилении БРИК. Влияние и возможности эти весьма велики. А внутри БРИК достаточно подводных камней.
И ещё одно важное замечание, которое нельзя упускать из виду, когда мы говорим о перспективах БРИК.
Для Китая, Индии и Бразилии и основным торгово-экономическим партнёром, и источником получения новой техники и технологий были и остаются США. В хороших деловых отношения с Америкой состоит их национальный интерес, и он будет диктовать им соответствующую политику, в каких бы международных организациях они ни участвовали. Очень серьёзный нюанс.