Мой сын БГ / Людмила Гребенщикова. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. – 234 с.: ил.
М-да… Признаться, что-то подобное ожидалось. Особенно после того, как ряд подростковых недоглянцевых изданий массированно атаковал публику подробностями жизни Алисы Гребенщиковой, дочери нашего рок-н-ролльного гуру.
Феномен БГ удивляет меня лет уже двадцать пять. Причём удивил как-то сразу, и с тех пор ни единожды изумление меня не отпустило. Посудите сами, как можно было втолковать студенту периферийного университета, что взошедшее светило рус. рок-муз. несёт свет чуть ли не всему миру?
В Питере, может, так и казалось, ведь наши ленинградские сверстники узнали о БГ раньше, в совсем юные годы счастливого невежества. До нас же до того добралась музыка тех, кого Борис Борисыч изрядно потрепал. В смысле, с кого получил незаслуженную контрибуцию. Начиная с Дэвида Боуи и Брайана Ино и заканчивая Talking Heads как in corpore, так и Дэвидом Бирном лично.
Впрочем, к книге мамы Борис Борисыча всё это не имеет никакого отношения. Поскольку само по себе произведение увлекательно. Особенно хороша первая часть, где Людмила Харитоновна описывает современный её молодости быт. Получается вкусно, незамысловато, питательно.
Хорошо поискав, читатель из тех, кто шапочно знаком с БГ, найдёт причину интеллектуальной неуловимости музыканта. Человека, не говорящего «нет», но и не произносящего «да». Закрытого для любого диалога, особенно если разговор подразумевает вдумчивость. Чувствующего себя спокойно лишь в монологическом режиме.
«Боренька» всегда был такой, утверждает его мать. «Аутист», видимо, так следует назвать Бориса Борисовича и прекратить предъявлять ему завышенные требования. Попробовать отнестись к нему с той же теплотой, какой наполнена материнская интонация. Пожалеть.
Боб (я никогда не называл его так фамильярно, но теперь можно – нас всех пригласили в члены семьи уже дважды) мог стать математиком, неплохим инженером, мог приносить реальную пользу. С тем, чтобы достигнув ЖПВ (женского пенсионного возраста), сказать: «Пожил». И переключить массированный интерес с работы на внуков.
Певец-композитор-поэт (всё делить на тысячу!) избрал другую тропу.
О ней, этой другой, повествует «бонус» книги, написанный Джорджем Гуницким («Так начинался АКВАРИУМ»). Эта «глава» неинтересна совсем, она всего лишь подкрепляет пиар-легенду, пусть и основанную на реальных событиях, но давно уже скучную, ставшую коммерческим приложением к деятельности БГ. Человека без свойств.
Человека, немного двоящегося в рассматриваемом труде: если воспоминания матери способны вызвать симпатию к Борису Борисовичу, то текст Гуницкого приземляет нас конкретно: БГ как БГ, ничего особенного.