Читаю в телепрограмме канала НТВ – «Мёртвые души». И тут же аннотация: «Молодой сотрудник спецорганов Константин Лебедев случайно увидел компьютерную базу данных по «стёртым» высокопоставленным неугодным людям, исчезнувшим навсегда. Составлением этой базы занимались Шевелёв и Мухин – крупные спецагенты. Узнав об утечке информации, они приняли решение ликвидировать Лебедева и его подругу Веру…»
Сначала подумал, ошибка в названии или подверстали не ту аннотацию. В указанное время включил. Нет, всё верно: фильм «Мёртвые души», а на экране ни Чичикова, ни помещиков, лишь спецагенты, стрельба, мордобой, кровь рекой…
В принципе допускаю, что один человек, скажем, автор сценария, случайно может не знать о существовании хрестоматийного литературного произведения с таким названием. Но ведь имеется много инстанций, утверждающих сценарии. Почему же ему мягко, по-отечески не посоветовали изменить название, не брать чужое, а попытаться придумать оригинальное, своё? Не способен сам – найти ему помощников. Если тягать находки классиков, может произойти своего рода девальвация устоявшихся понятий. Увидит человек в телепрограмме «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и будет лихорадочно думать, это те самые, из Миргорода, ан нет, это про то, как один олигарх другому проценты за кредит не вернул.
Помнится, Гоголь устами уличённого во вранье Хлестакова утверждал: мол, «есть другой Юрий Милославский, так тот уж мой». Создатели нового боевика теперь тоже могут небрежно говорить, что на белом свете есть ещё одни «Мёртвые души», это их. Но людям-то и прежних достаточно.