О каком нравственном государстве можно говорить в XXI веке, когда безнравственность уже и не маскируется, и не рядится в моральные наряды? И ещё после того как КПСС провела опыт в СССР с построением нравственного государства – и ничего не вышло: «новый человек», которого партия растила, после отмены социализма быстро бросился в безнравственность с головой. И ведь первыми пали как раз многие из коммунистического авангарда.
Авторы монографии и сами понимают, что их книгу обязательно встретят насмешками: «Нонсенс. Глупость. Самодеятельность. Колхоз». Но всё же книгу написали и издали. Однако много ли людей её прочтут?
Вроде бы прежде всего надо было рассмотреть причины неудачи «коммунистического проекта». Его авторы упоминают, но всё как-то вскользь. Зато очень много уделяют внимания концепту «государства». Который в контексте замысла «нравственного» менее интересен. Потому первые 300 страниц книги быстро пробегаешь-прочитываешь, чтобы скорее дойти до главного раздела – «Фактический и желаемый облик России как нравственного государства: программа реконструкции государственности современной России».
Авторы произвели контент-анализ Конституции РФ и обнаружили: слово «нравственность» в ней упомянуто лишь раз. Общий анализ главного нашего документа привёл их к обескураживающим выводам: «Конституция императивно программирует безнравственность российского общества!» и «Государственная машина генерирует в обществе безнравственность». Так что же тогда делать-то?! Ответ: «Необходимо делать вывод о необходимости смены модели страны».
И тут сразу же вспоминается анекдот про льва в зоопарке: пару пудов мяса съесть-то он съест, да кто ж ему столько даст? Конечно, модель страны сменить хорошо бы, но кто ж нам такое позволит? Хотя обсудить саму модель можно, авось кому-то будет интересно.
В конце концов многие в России мечтают о возврате социализма, почему не помечтать и о нравственном государстве?
Знаменитый американский психолог Маслоу считал, что есть две большие проблемы нашего времени: это создание хорошего человека и хорошего общества, которые должны развиваться одновременно. Жаль, он не успел создать теории решения этих проблем, которые тоже выглядят утопично, но всё же менее, чем «нравственное государство».
Однако авторы книги даже не вспоминают ценные идеи Маслоу, хотя список литературы у них внушительнейший – 416 книг на русском языке, 69 – на иностранных да ещё 62 интернет-источника.
С чего начать строить модель нравственного государства? Предлагается с проекта его конституции, преамбула её начинается так: «Мы, русский народ и все братские российские народы, соединившиеся в трудах, преодолениях и великих победах в ходе своей общей многовековой истории в единый народ России…»
Далее многое похоже на «Моральный кодекс строителя коммунизма». Ибо высшими ценностями в новой России предполагаются труд, духовность, коллективизм, добро, любовь, инновационность, ответственность России за судьбы мира и человечества и т.д. и т.п. Всё это замечательно, только, наверное, должно проходить по разделу или «поэзия», или «фантастика».
Но авторы – серьёзные люди, доктора и кандидаты наук. Потому в следующем разделе – «Методология стратегии и тактики перехода к нравственному государству» – предлагают конкретный сценарий: «политические трансформации в России, смена Конституции и начало процесса перехода к иному облику страны. Перспектива открытия перехода очевидно лежит в пределах 5–10 лет. Переходные процессы займут более длительное время».
Что тут сказать? Только руками развести. Русский мыслитель Владимир Соловьёв давно предупредил про вопрос «что делать?»: «Во всяком человеческом деле, большом и малом, физическом и духовном, одинаково важны оба вопроса: что делать и кто делает? Плохой или неприготовленный работник может только испортить самое лучшее дело». А тут и дела ещё нет, только одни «мечты-с», а уж про «кто будет делать?» даже и намёков не сделано. Государство РФ само же себя не будет переделывать! Это ведь только барон Мюнхгаузен умел себя за волосы вытаскивать. Да, «мыслящий человек просто обязан время от времени это делать», но много ли в РФ таких людей?
И всё же авторы книги сделали замечательное дело – они поставили проблему «нравственного государства». Говорят, правильно поставленный вопрос содержит половину ответа. Проблема, может быть, сформулирована и неправильно, но зато предлагается её обсуждение.