Легализуем коррупцию, и дело в шляпе
Известный Гавриил Попов, бывший мэр Москвы, ещё во времена «раннего» Ельцина предлагал легализовать взятки и установить на них «тариф» в 10–15% от суммы всякой сделки для чиновника, завизировавшего эту сделку. Надо полагать, он был в теме: люди сразу вспомнили, как в конце 1970-х про экономический факультет МГУ, деканом коего был Попов, говорили, что «без дублёнки (в качестве взятки. – Авт.) туда не поступишь».
В 2008 году своё слово о взятках сказал и первый наш коммунистический капиталист Артём Тарасов. Он дал сайту Полит.ру интервью, названное «В России нет национальных проектов, а есть национальные проблемы», в котором сильно развил идеи Г. Попова:
«В своё время в Советском Союзе было страшное преступление. Называлось оно спекуляция. Если человек чего-то продавал, стоя не в магазине, его хватали, сажали, конфисковывали имущество, и он проводил годы в тюрьме. Сегодня как-то нет вообще такого преступления, спекуляция, да? Наоборот, сильные спекулянты у нас в почёте. Точно так же я предлагаю избавиться от коррупции, переведя её из разряда преступлений в абсолютно нормальное состояние… Человек, который сегодня берёт взятку за то, чтобы оказать вам некую услугу… потом молится, чтобы вы быстро канули в Лету и ещё раз пришли к нему со взяткой.
Я предлагаю переделать этого человека из бюрократа в бюропредпринимателя, который будет кровно заинтересован в успехе того мероприятия, которое он вам разрешил. Ну смотрите: например, вы хотите построить ресторан. Вы пришли, и с вас слупили огромную взятку. Хотят, чтобы ресторан был закрыт, потому что вы снова придёте. А если вы пришли и сказали: вы даёте мне разрешение на ресторан, помогаете его открыть, спасаете от всех претензий санэпидемстанции, пожарников, помогаете решить все вопросы с помещениями – 5% ресторана ваши на всю вашу жизнь. Делите эти 5% с вашим отделом питания, я не знаю, в вашем официальном органе.
Вот вы и стали, как бы вам сказать, вполне законным акционером этого ресторана. И вы тогда не пытаетесь его закрыть, чтобы хозяин снова к вам пришёл, а пытаетесь его расширить, поэтому вы будете ему звонить и говорить, почему ты не открываешь ещё один зал? Кто тебе мешает это сделать? Друг мой, давай быстренько, чем тебе помочь? …Это один из очень быстрых путей перевода бюрократической деятельности, которая сегодня является тормозом развития нашей экономики, – в созидательную силу... Если он помог открыть 10 ресторанов, у него уже по 5% – пятьдесят, а если 100, то у него уже пятьсот процентов в кармане!»
Сама по себе идея переводить преступления в разряд легального бизнеса – как идея, подчеркнём – весьма плодотворная. С перспективой.
Возьмём, например, убийства конкурентов или там вообще любого, кто не нравится. Это ж сколько волокиты и затрат! Надо найти киллера, долго следить за жертвой, обеспечить пути отхода, а потом платить киллеру из чёрной кассы – и он, конечно, гад, не заплатит с этой суммы налога государству. А у государства сколько затрат из-за этого убийства? Следователь, прокурор, экспертизы, очные ставки, командировки… Чокнуться можно.
А семья покойного? Мало, что у людей горе, так ещё и какие траты: похороны, венок (а то и два), памятник – и не абы какой. Поминки опять же: всякую дрянь по такому случаю пить не хочется, а хорошая водка – дорогая.
Что если взять, да и легализовать убийства?
Сразу масса выгод. Приходит господин, покупает лицензию на убийство. Все налоги учтены, все интересы согласованы – потому что цена, разумеется, высчитывается исходя из ранга убиваемого. Тратиться на раскрытие преступления не надо, потому что никакого преступления и не было, а был бизнес-заказ!
Тут может быть только одно «но» с учётом, что и Попов, и Тарасов – заядлые демократы. Демократия, она стоит на равенстве всех перед законом. А тут у нас получается какое-то неравенство. У кого много денег, тот может и взятки платить – хоть легально, хоть нелегально, – и киллеров нанимать.
А как быть какому-нибудь дяде Васе из Люблина? Денег-то у него нет: ни ресторан открыть, ни конкурента замочить. Да, это проблема. Какому-нибудь олигарху взбредёт на ум построить усадьбу с парком во весь Старицкий, например, уезд Тверской губернии (там речка Волга и всякие пейзажи нехилые), так он-то осилит лицензию, чтобы заказать всех до одного жителей этого уезда, а жители даже в складчину того олигарха кокнуть не смогут!
Несправедливо, однако.
Из интервью с Артёмом Тарасовым:
«Вопрос: А можно с вами поспорить? А если начальник долю получил там в одном месте, в другом губернатор, мэр там, да?
Артём Тарасов: И что дальше?
Вопрос: А вот четыре года-то прошло, другой мэр. А этот тоже нуждается.
Артём Тарасов: Нет, не в этом дело. Он же отчисления получил, а не взятки… Он 5%-ный акционер в этом бизнесе. Почему? Поскольку он занимает пост директора развития, допустим, продовольствия в данном регионе. Деньги платятся не ему лично, а в этот отдел продовольствия, из которых он имеет свои заслуженные бонусы и премии. И он зарабатывает деньги, увольняется, и приходит другой человек. И этот отдел, поскольку всё это осталось на его территории, продолжает получать эти 5%... И люди, которые 4 года проработав, уйдут, они что делать будут?.. Они откроют тут же свой бизнес. То, что нужно стране…»
В середине XIX века был такой юморист, Василий Курочкин. Он писал маленькие афоризмы, которые сам называл максимами. Одна из максим гласила: «Удивляюсь я, как много люди ерунды говорят». Вот вам, пожалуйста, пример: по мнению капиталиста, если узаконить получение взятки, взяточник «заработает» себе денег и откроет свой бизнес – и это то, что нужно стране.
На деле же – и Артём Тарасов должен бы это знать – взяточник, во-первых, берёт за то, что обязан делать и так, и во-вторых – за то, чего делать ему нельзя.
Предположим, приходят к взяточнику двое, оба хотят открыть ресторан. Один – барыга, отмывает деньги квартирных воров. Если проще, продаёт краденое. Деньги у него есть и на помещение, и на оборудование, и на взятку. Второй – повар от бога, денег у него нет, он рассчитывает взять кредит, который придётся отдавать, то есть прибыли, чтобы делиться с легальным взяточником, у него долго не будет. И какая разница, легальная та взятка или нелегальная? Барыга в любом случае откроет свой ресторан, повар в любом случае его не откроет, а взяточник – по терминологии Тарасова – «заработает».
Второй пример: когда за взятку делают то, чего нельзя. Предположим, ресторатор воду для приготовления блюд берёт в ближайшем болоте и туда же сливает фекалии. Чиновник обязан закрыть такой ресторан, но за взятку не делает этого. А ведь кто-нибудь может отравиться! И вот как одно преступление тянет за собой другое, так и легализация одного преступления потянет за собой легализацию другого.
Почему бы не дать взятку депутатам? Пусть примут закон, что кормить людей фекалиями можно. А научные сотрудники Института питания за хорошую взятку вполне могут выдать заключение, что кормить людей фекалиями полезно! Кто запретит легализовать антисанитарию, если это нужно людям с деньгами?!
Теперь рассмотрим фантазию Тарасова о том, как бюрократы, окончив свою бюрократическую деятельность, откроют свой бизнес: «то, что нужно стране». Что же эти генералы от бюрократии будут делать теперь, выйдя на волю?
Прежде всего ни один из них не согласится, чтобы его «навар» ни с того ни с сего стал получать кто-то другой, – за исключением случая, если этот другой его брат, сын или сват, да и то не факт. Поэтому система «кормлений», придуманная Тарасовым, приведёт к появлению ТАКИХ взяток за получение освобождающейся синекуры, что деньги увозить придётся на КамАЗах с прицепом, и к спорадическим перестрелкам между кандидатами на вакансию.
А скорее всего, никто никогда никуда уходить не будет – и закон о пожизненном занятии должности с правом передачи всех связанных с нею доходов по наследству и с присвоением графского титула, конечно же, за хорошую взятку с удовольствием примет пожизненная Боярская дума.
Теперь о том, что махровые взяточники по окончании карьеры вдруг откроют очень полезный для страны бизнес. Такие утверждения трудно комментировать. Практически невозможно. Это фантазия из того же разряда, как и мечта о – о ком бы? – да хоть о тех же барыгах и квартирных ворах: дескать, после ограбления каждой тысячной квартиры воры будут выходить к церкви и раздавать нищим пятаки. Бизнес, согласно словарю по экономике и финансам, есть предпринимательская деятельность, ставящая главной целью ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ. Да, к получению прибыли взяточники приспособлены отлично, но при чём тут польза стране? Или – господи помилуй – народу?
Сам же Тарасов утверждает, что эти люди во власть-то идут, чтоб зарабатывать, не думая о пользе стране! Отчего же в бизнесе-то они для страны расстараются?
«Артём Тарасов: …Сегодня люди идут во власть с целью зарабатывать деньги. Они сегодня предпочитают устроиться в разные ведомства, в ГУПы, в государственные компании, где больше денег можно украсть и ещё зарабатывать примерно те же оклады... Раньше все хотели идти в рэкетиры, в бандиты, когда школьников спрашивали. Какое-то время чуть-чуть в кооператоры, совсем немножко, потом в бизнесмены. А сейчас все хотят идти в чиновники, в контроль, потому что чиновничество ничем другим не занято, как только созданием коррупционных ловушек, чтобы ты больше нёс ему, чтобы ты чаще нёс ему, и чтобы он больше имел контроль над тобой».
И, наконец, самое интересное: а на какие шиши будет жить облагодетельствованная взяточниками страна, если платить им по схемам, предложенным Артёмом Тарасовым?
По сообщению заместителя Генпрокурора РФ Александра Буксмана, в 2006 году уровень коррупции в России был сопоставим с госбюджетом. По другим оценкам, сумма взяток куда выше: ещё в 2005 году фонд «Индем» сообщил, что российские бизнесмены ежегодно тратят на взятки порядка 316 миллиардов долларов США, что почти в 2,7 раза больше государственного бюджета.
Но это разовые взятки – а Тарасов предлагает, чтобы бывшим взяточникам, по его хотению превратившимся в бюропредпринимателей, капало «в клювик» ежемесячно от всех предприятий, которые они регистрировали и курируют! Речь пойдёт о превышении госбюджета не в разы, а во многие разы – речь пойдёт об объёмах, сравнимых с ВВП страны! А ведь врачи, преподаватели вузов, ГИБДД, судьи и прокуроры тоже не станут менее прожорливыми. Пожалуй, России занимать придётся, чтобы прокормить старающихся «ради страны» взяточников.
Как говаривал Махатма Ганди, «в мире есть достаточно всего, чтобы удовлетворить потребности каждого человека, но не жадного человека». Ежели же нам придётся прокармливать жадных человеков, то не будет у нас достаточно «всего», чтобы выжил основной народ страны: вымрут те, кто не бюропредприниматели и не взяточники из других сфер.
Нам с вами не будет места в такой стране.