В дискуссии «ЛГ» принимает участие доктор философских наук, лидер КПРФ Геннадий ЗЮГАНОВ
– Геннадий Андреевич, в одной из своих философских работ, вы писали о широко употребляемом ныне у нас понятии «элита»... Что у нас сегодня творится с этой самой «элитой»? По телевидению недавно можно было видеть, как некие «знатные» люди присуждали звание «дворянина» разудалым представителям шоу-бизнеса... Телеведущий удостаивается титула «графа»... Титул «светлейшего князя» дарят политику, известному своими скандалами, и тот излучает в ответ прямо-таки невыносимое счастье. Шабаш какой-то!
– В любом обществе есть неформальные лидеры. Они формируют общественное мнение, определяют ориентиры развития, задают моральные нормы. Возьмите какую-нибудь компанию друзей или коллег. Всегда в ней есть лидер или несколько лидеров, задающих тон.
В каждой отрасли человеческой деятельности есть те, кто добился успехов, кто талантлив, кто умеет организовывать и двигать дело, кто выделяется своими нравственными чертами... Такие люди влияют на окружающих. Их общественный вес заключается прежде всего в профессиональном и моральном авторитете. Это лучшая часть человеческого сообщества. Причём такие люди рождаются во всех без исключения его слоях и группах общества, без деления на «верха» и «низы». Это элита. Элита прежде всего нравственная, поэтому она не признаёт официальных чинов.
Именно в русском обществе и возникло близкое к «элите нравственной» понятие «интеллигенция». Это – не титул, не должность, не звание, а нечто из совсем иного духовного измерения.
Но есть элита иная – социальная. Когда социальное расслоение, неравенство и несправедливость перестали восприниматься как нечто ненормальное и постыдное, тогда «сливки общества» решили, что нужно обозначить себя «престижным и заграничным» названием – «элита». Это слово стало собирательным для обозначения привилегированных социальных групп, члены которых связаны общностью клановых интересов и сознанием превосходства над «быдлом». Теперь оно – синоним олигархий, номенклатур и мафий. Они напялили на себя сей новый титул, как когда-то – малиновые пиджаки и золотые цепи.
Нравственная элита и элита социальная, иерархическая у нас совершенно разные категории. Да, редко где этот идеал бывает достигнут, но если общество хотя бы стремится, продвигается к нему – оно здорово. Если же движение идёт в обратном направлении – такое общество опасно больно.
К сожалению, именно такой болезнью сегодня страдает Россия. У нас сложилась система отбора и продвижения «наверх» по критериям, ничего общего не имеющим с интересами общества. Понятия честности, преданности делу и верности идеалам превратились в пустой звук. Вместо них – корысть, тщеславие, приспособленчество, изворотливость, карьеризм...
– Какими способами пробиваются, пролезают в иерархическую элиту?
– Опросы социологов среди компетентных людей показывают, что почти 70 процентов экспертов считают, что сегодня важнейший фактор личного благополучия – «должность, занимаемая до начала реформ». Свыше 90 процентов особо выделяют «связи», обусловленные таким пребыванием на такой должности.
Среди качеств нужных предпринимателю, чтобы разбогатеть, эксперты выделяют коммерческие способности, а сразу за ними ставят «неразборчивость в средствах и нечистоплотность».
Среди необходимых для успешного предпринимательства качеств – «изворотливость», «жестокость и эгоизм». Половина экспертов считают главным фактором личного обогащения «связь с криминальными структурами», а около 80 процентов убеждены, что «большинство богатых людей стали таковыми, пользуясь несовершенством закона». Вот способы и качества, благодаря которым оказываются в нынешней «элите».
– Современное общество – сверхсложная структура. Такая структура может стабильно существовать, если эффективно и согласованно действуют все его ведущие слои и группы...
– В идеале так. Но практически всё выглядит иначе. Уровень квалификации современных политиков не соответствует положению вещей в мире, требующих ума, подготовленности и нравственных качеств. И не только у нас.
Вспоминаются слова академика Легасова, который в Чернобыле участвовал в ликвидации последствий катастрофы. Одна из причин чернобыльской трагедии, по его мнению, в том, что нравственный и культурный уровень тех, кто эксплуатировал атомную станцию, не соответствовал сложности управления такой техникой. Инженеры, техники, управленцы опирались отнюдь не на творения Достоевского и Толстого... Мысль на первый взгляд неожиданная, но очень глубокая. Она применима и к политикам. Понятно, что в трудах гениев нет инструкций, как чем-то там управлять – атомной станцией или страной... Но там есть нравственные ориентиры, воспитывающие, обогащающие ум и душу человека. В отсутствие же нравственных ориентиров бал правят ложь, грязь, насилие, жестокость, стяжательство, безответственность... Мы втягиваемся в жизнь по этим правилам.
Но даже природа взбунтовалась против деформации человечества, к которой ведёт капитализм. Природные катаклизмы отвечают на разнузданные действия безнравственных людей. Они хищнически, соревнуясь друг с другом, выкачивают из недр всё, что можно, рубят леса, губят реки и озёра, загрязняют саму атмосферу земли и уничтожают себе подобных, оказавшихся на их пути. Человек, воспитанный в капиталистическом обществе, ориентирован на жестокость, бессердечие, стремление, не заботясь о ближнем, урвать себе побольше, а там – хоть трава не расти, солнце не всходи. Пока природа только предупреждает, что человек – её часть и не должен рубить сук, на котором сидит. Но терпение её не бесконечно...
– Вы родились и выросли в деревне, в семье потомственных сельских учителей... Кто сегодня входит в число самых уважаемых людей вдали от столичной тусовки?
– Там ещё сохранились традиции выделять действительно лучших и совестливых. Мой отец – учитель средней школы – был авторитетом для селян. К нему шли за советом и по делам житейским. Слово его было веским, воспринималось как рекомендация, которой надо следовать. Такой «элитой» была и учительница-мать. Помню замечательного плотника и умницу Маркина – он пользовался огромным уважением у людей. Это был авторитет с большой буквы. Вспоминаю армию. Были, были там командиры разных чинов и уровней, имевшие большое нравственное влияние на военнослужащих. С ними можно было говорить по душам. Хотя были и такие, к которым обращались только по команде.
Возьмите любой посёлок, городок. Там всегда есть люди, которых знают, уважают, которые формируют общественное мнение. За ними идут.
В любом коллективе, в любом сообществе есть люди, которые независимо от чинов и званий пользуются уважением сограждан, коллег. Ответственная власть должна знать таких людей, поддерживать их, видеть в них возможные управленческие кадры. Как не вспомнить пословицу: «Если бы каждый был на своём месте, было бы много вакансий».
– А как обстояло дело с формированием элиты в советские времена? Кто ковал, отбирал её?
– Однозначно тут не ответишь. Но надо отметить вот какое обстоятельство. Внутри КПСС с самого начала её существования были две противостоящие группы. Одна смотрела на Россию как на источник «пожара мировой революции». Другая любила Россию как свою родину с великим прошлым и надеялась, что её будущее тоже будет великим. Именно этим объясняется тот противоречивый и неоднозначный характер деятельности партийных элит, которые сменяли друг друга. В течение семи десятилетий советской власти попеременно преобладало влияние то одних, то других...
Партийная элита возглавила индустриализацию, превратившую отсталую сельскохозяйственную страну в мощную индустриальную державу. Она же обеспечила мобилизацию всех ресурсов и Победу в Великой Отечественной войне, а затем обеспечила восстановление народного хозяйства и превращение СССР в мировую сверхдержаву.
Эта элита руководила созданием в стране системы гарантированной социальной поддержки населения – право на труд, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание и образование. Слово «победа» в широком смысле – и в бою, и в труде – было её символом. Обо всём этом сейчас лишь мечтают и говорят, говорят…
Но есть и другая правда. Горькая. Партийная элита несёт ответственность за раскулачивание, политические репрессии, погромы церквей и идеологический догматизм. Элита эпохи застоя допустила в свои ряды карьеристов и лицемеров, готовых на всё ради власти и богатства. Это и привело к нынешнему кризису и национально-государственной катастрофе.
– Можно ли говорить, что у каждого класса своя элита, а элита господствующего класса автоматически становится элитой государства? Если так, то как это отражается на связях власти и народа, на социальной справедливости?
– Элиту социальную, иерархическую создаёт не общество в целом. Всегда у власти были элиты господствующих классов. Отрицать это бессмысленно. Но так же бесспорно утверждение об их противоречии интересам подавляющего большинства общества.
Мы подошли к самому существенному. Путь социализма прежде всего – в ликвидации разрыва между элитой и народом. В преодолении социальных корней, разделяющих людей на «верхи» и «низы». Каждый человек должен иметь возможность свободно развиваться, каждый талант должен быть поддержан государством, чтобы расти государству же и стране на пользу... Вот что такое подлинный социализм.
В этой связи хочу вспомнить знаменитую ленинскую «кухарку», способную якобы управлять государством. Это выражение, вбитое в сознание многих людей, на самом деле искажает сказанное Лениным. Вот его слова: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. … Мы требуем, чтобы … к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся…»
Разница есть? Кстати, раз уж заговорили о политических классиках, то буржуазную аристократию денег Маркс иронически называл «выдающимися колбасниками» и «влиятельными торговцами сапожной ваксой». Причастность, хотя бы и косвенная, к политической власти для них всегда лишь источник личного обогащения.
Вот и в нынешнем правительстве люди заняты не своим делом. В том числе потому, что дела своего не знают. И по существу ничем не управляют.
– Вы – руководитель партии, думской фракции, трижды баллотировались в президенты... К какой элите относите вы себя?
– Я не только из семьи потомственных учителей, но и сам учитель по первой специальности. Потом занимался научной деятельностью, занимал выборные должности, на такой нахожусь и сейчас. Так что отношу себя к выходцам из народа, разночинной интеллигенции, но никак не к иерархической элите, живущей сознанием превосходства над остальными...
– А культура оказывает влияние на формирование и действия элиты?
– Значение культуры, в том числе массовой, трудно переоценить. Но нынешние «звёзды» профессионально беспомощны, пропагандируют смесь насилия, разврата и извращений. В искусстве исчезают национальные традиции, святыни и корни, нравственные идеалы. Культура стала отравой для души, действующей, как наркотик, одним из средств зомбирования людей.
Хочу подчеркнуть, что для зомбирования, и очень эффективного, используются все способы. Именно агрессивное зомбирование частично объясняет вялость и пассивность наших людей. Процветает такое явление, как «жириновщина»...
– И чем всё это может обернуться?
– Гениально сказал об этом Пушкин. Помните, в сказке «О рыбаке и рыбке» жадная старуха, дорвавшись до власти, возжаждала абсолютной элитарности! Всё ей было мало! А чем кончилось? Осталась у разбитого корыта! Хорошо бы нашим нынешним «графьям» и «светлейшим» не забывать об этом конце...
Беседовала