Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

«Если честно...»

01 января 2007

К БАРЬЕРУ!

Александр Трифонович ТвардовскийРазвязный человек – ловкий, свободный в обращении, в приёмах… в ком не видать стеснения.
Из словаря В. Даля

Читаешь статью об известном писателе, который, как пишет автор В. Огрызко, «безусловно, оказал сильное воздействие на следующее поэтическое поколение», да и помещена она в «Литературной России» (7 декабря 2007 г.) под рубрикой «Кто делает литературу».
Но вот парадокс: в первых же строках заявлено, что «как поэта его сгубила фальшь и трусость», а заголовок гласит: «Испуг на всю жизнь: Александр Межиров».
Ошеломлённый, ждёшь разъяснений и доказательств. Но автор ограничивается лишь изобильным цитированием нескольких недоброжелательных дневниковых записей Давида Самойлова о том, что его младший собрат – «человек, безмерно испуганный войной», и, дескать, «неудивительно, что Саше нравится Смеляков – талант, убитый страхом и фальшью».
Меж тем дневник есть дневник, записи сугубо для себя, нередко довольно субъективные и, уж во всяком случае, нимало не отредактированные. Скажем, напиши Самойлов: «человек, безмерно потрясённый войной» (что было бы куда точнее и справедливее) – и плакала бы критическая «концепция» В. Огрызко. Потому что никаких иных её подтверждений в статье нет.
Да вряд ли и столь запальчивая аттестация Ярослава Смелякова – с его-то горькой судьбой! – сохранилась бы, возникни только у Самойлова мысль о возможности её «пропагандирования» в печати (дабы не уподобиться высмеянным ещё Блоком пиитам, из которых «каждый встречал другого надменной улыбкой»).
Увы, эта «критическая» акция (чтобы не сказать – расправа) у В. Огрызко вовсе не единственная. Под не менее широковещательным заглавием – «Дутая слава серого кардинала» – напечатал он в «Литературной России» 28 января 2005 года статью о Данииле Гранине, от которого якобы «зависели судьбы чуть ли не всех ленинградских писателей» (?) и о котором «много лет никто из критиков не отваживался сказать всю правду».
На сей раз автор статьи опирается на свидетельства «отважного» собрата – В. Топорова. Сначала тот, «ссылаясь на анонимные источники, как-то дал понять, что бестселлер «Иду на грозу» (известный гранинский роман. – А.Т.), возможно, был в какой-то мере списан с романа «Живи с молнией» М. Уилсона». «Сам же писатель уже в 1988 году признавался…» – интригующе продолжает В. Огрызко (курсив везде мой. – А.Т.)… Можно подумать: в каком-то заимствовании. Да нет, всего лишь в том, что в 60-е годы ему казалось, что наука преобразит мир! (Любопытно, что и Межиров в уже упомянутой статье тоже «признался» – в испытанном в сорок первом году: «Мы два дня бежали от танков…», что, видимо, по мнению критика, и свидетельствует о трусости.)
Потом смелый Топоров «разгромил одну из повестей Гранина… а в 1999 году… прямо сказал, что Гранин – далеко не лучший писатель». И, не желая отставать от коллеги, В. Огрызко пишет, что после «Блокадной книги», где показана «физиология (?!) блокады», «Гранин нашумел романом «Зубр», в котором попытался оправдать Тимофеева-Ресовского за его генетические опыты на людях в Германии».
Будь жив знаменитый и всего натерпевшийся учёный, привлёк ли бы он пишущего такое в суд за клевету? Или побрезговал бы?
«Что ещё? – скучливо заключал критик свой опус. – В свои 86 лет Гранин сохраняет удивительную работоспособность. Он продолжает много писать… Но если честно, все его новые сочинения интересны разве что узкому кругу специалистов». Ну словно нагловатый чеховский Яша отмахивается от «надоевшего» зажившегося Фирса! И нипочём критику, что недавние гранинские «Вечера с Петром Великим» вызвали живейшие читательские отклики.
Не избежал этой «прямоты» и «честности» даже давно покойный великий поэт, которого критик «почтил» в торжественный день 9 Мая прошлого года статьёй «Отмечен долей бедовой: Александр Твардовский» всё в той же «Литературной России».
Тут впору только руками развести. Мало того что в ней ошибка на ошибке: «незнаменитая», по слову поэта, трагическая война 1939–1940 года с Финляндией в статье именуется «незаметной» (!); пасквилем объявил «Тёркина на том свете» никакой не Попков (кстати, не П.Н., а П.С.), к тому времени расстрелянный, а П.Н. Поспелов; не так происходила и «реабилитация» этой поэмы; «Друг детства» – глава не из неё, а из книги «За далью – даль»; «Константин написал книгу «На хуторе Загорье», а Иван – книгу «Родина и чужбина», – сказано о братьях Твардовского, на самом же деле обе написаны Иваном.
Однако это ещё цветочки. Оказывается, в молодости поэт уехал в Смоленск не из-за своей страстной тяги к литературе, а потому, что «из-за своего происхождения (В. Огрызко самочинно определил отца Твардовского в «зажиточные крестьяне». – А.Т.) начал бояться оставаться в деревне».
Бегло и неточно сказав о высылке семьи поэта, автор статьи довольно двусмысленно продолжает: «Как уцелел молодой стихотворец в те смутные дни, точно не известно… Если честно (знакомый оборот! – А.Т.), в это время Твардовский далеко не всегда демонстрировал своё благородство» (отчаянная попытка защитить родичей в разговоре с первым секретарём обкома, видимо, не в счёт!).
Раззудись, плечо, размахнись, рука! «Это уже спустя годы до Твардовского дошло (!), что нельзя было трусить до такой степени и, по сути, отрекаться от всей своей родни, – гремит новоявленный Савонарола. – Он до конца жизни… не знал, как можно отмыться от этой позорной страницы в его биографии».
В. Огрызко ехидно замечает, что орден в 1939 году поэт получил, «надо полагать, за вклад в сталиниану». Критик имеет в виду известную главу из «Страны Муравии», где, однако, содержится отнюдь не прославление вождя, а тревожный вопрос героя, Никиты Моргунка, к нему: «Конец предвидится аль нет всей этой суетории?» (коллективизации), когда «и жизнь – на слом, и всё на слом – под корень, подчистую», и наивная мечта остаться в стороне.
Ещё поразительнее «открытия» В. Огрызко по части характера и поведения великого поэта и редактора: «Слишком велико было у Твардовского желание печататься (!), и какие-то его вещи не проходили никакую цензуру, на многие годы оседая в ящиках письменного стола».
В отличие от Кочетова, который «с партийными чиновниками особо не церемонился», «Твардовский, наоборот, при любом звонке из ЦК старался сохранять почтительность. Он смиренно (!) откликался на каждый вызов, послушно всё бросал и по первому требованию (!) мчался на Старую площадь к какому-нибудь инструктору» (и как это проворонили все мемуаристы и просто общавшиеся с поэтом люди!).
Понятное дело, что у т а к о г о Твардовского, Твардовского «кисти» Огрызко, ни серьёзных конфликтов с властью, ни особо трагических поворотов судьбы не бывало. «…Я бы не сказал, – пишет критик о первом уходе его из журнала, – что Твардовский, лишившись высокого поста, попал в опалу…» Всего-навсего «Тёркина на том свете» запретили…
Не худо, по мнению Огрызко, жилось поэту и после «второго похода против Твардовского» (невольная обмолвка самого критика!), впрочем, выглядящего в статье, скорее, какой-то неразберихой «Во всём ли Твардовский тогда был прав? …Кто прав, сейчас трудно понять»), не красящей ни «Новый мир», ни его редактора: «Куда смотрел Твардовский? Говорят (?), что никуда. Он в это время своё горе заливал водкой». Даже публикацию последней, запрещённой поэмы его за границей, по мнению В. Огрызко (реанимирующего пущенную тогда из «самого» ЦК версию), «наверняка (!!!) …устроил кто-то из его (Твардовского. – А.Т.) ближайшего «новомирского» окружения, естественно (?!), при этом не спросив у поэта согласия». Грязный поклёп на людей, ныне по большей части уже покойных!
Если честно, как любит выражаться В. Огрызко, все статьи, о которых шла речь, производят впечатление полнейшей авторской некомпетентности, безответственности и, увы, недобросовестности. 

Андрей ТУРКОВ

Обсудить в группе Telegram

Андрей Турков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS