После оглашения результатов конкурса «ЛГ» удалось побеседовать с одним из создателей и вдохновителей «Метода» – генеральным продюсером продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрием Якуниным.
– Дмитрий, как давно вы организуете и проводите питчинги? С чего начиналось и как трансформировалось это сейчас уже модное и известное для многих авторов мероприятие?
– В прошлом году исполнилось ровно 10 лет Молодёжному центру Союза кинематографистов России, и один из первых проектов, который инициировала наша организация, – питчинг дебютантов. Первый конкурс состоялся в рамках Московского международного кинофестиваля в 2013 году. С тех пор нашей командой проведено 15 московских сценарных конкурсов и более 60 региональных. Они проходили в разное время на таких фестивальных и форумных площадках, как фестивали «Короче», Web-Realist, «Горький-фест», «Ноль плюс», «ПитерКит» и др. По итогам «ярмарки талантов» снято уже более 200 фильмов, прежде всего дебютных, документальных и короткометражных работ. Среди них – полнометражные фильмы «Хандра» Алексея Камынина, «Чекаго» Николая Рыбникова, «Африка» Дарьи Биневской, «Естественный отбор» и «Мишка на сервере» Кирилла Алехина, «Тропа» Михаила Кулунакова; документальные фильмы «Уральское дерби», «Земля больших возможностей» Андрея Ананина и Арсения Кайдацкого, «Квартет» Никиты Сташкевича; короткометражные фильмы «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» Кирилла Васильева, «Взятка» Алексея Харитонова, «Уличное освещение» Владислава Иконникова. Всё это картины, завоевавшие награды престижных кинофестивалей, выходившие в прокат в кинотеатрах и на онлайн-платформах.
– Как вообще родилась идея создать питчинг сценаристов? От нехватки идей/сценариев/книг на рынке индустрии? Или же исключительно из желания поддержать начинающих авторов?
– Ведущие киноэксперты отмечают, что наш современный кинематограф как киноотрасль только начинает по-настоящему формироваться в последние 10–12 лет. И одна из главных проблем отечественной киноиндустрии – недостаточная проработка проектов перед их запуском в производство. Именно в последние 10–12 лет начала развиваться система питчингов – презентации кинопроектов перед экспертами. Речь идёт как о государственных питчингах, которые проводят Министерство культуры РФ и Фонд кино, распределяя бюджетные средства на кинематограф, так и о независимых презентациях, цель которых – найти инвесторов и продюсеров, заинтересованных в реализации кинопроектов. Задача питчинга дебютантов – наладить мост между новичками, зачастую талантливыми, но не умеющими воплотить в жизнь свои работы, и ведущими продюсерами, которые как раз ищут эти таланты.
– В этом году вас поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Почему?
– Фонд президентских грантов поддерживает питчинги дебютантов уже более пяти лет, а новый фонд – культурных инициатив – поддержал конкурс «Метод». Дело в том, что, в отличие от коммерческих питчингов, которые проводят онлайн-платформы и независимые продюсерские компании, для нас важны не только качество и профессионализм проектов, но и тематика, их актуальность для государства и общества. Для нашей отборочной комиссии и команды приоритетные темы, которые мы объявляем (а это и семейные фильмы, и проекты о современном герое, и производственные драмы, и народные комедии), не пустой звук. Подобное кино, носящее воспитательный и даже в определённой степени назидательный характер, вполне может быть востребованным широкой зрительской аудиторией и добиться больших успехов. Тому подтверждение – лауреаты нашего конкурса. Среди них, например, производственная драма «Добыча», рассказывающая о первооткрывателе западносибирских нефтехранилищ Фармане Салманове, и спортивная драма «В неравных условиях» о подготовке сборной СССР к Олимпийским играм 1952 года в Хельсинки. Также отмечу проект «Южная стена» о покорении советскими альпинистами южной стены Лхоцзе – одного из самых неприступных и величественных горных образований мира.
– Дмитрий, вы много лет организуете региональные питчинги. Будут ли они, по уже сложившейся традиции, проводиться в нынешнем году?
– Действительно, первый региональный питчинг мы провели ещё восемь лет назад. Сначала были сомнения в целесообразности и качестве подобных проектов. Однако на одном из первых конкурсов лауреатом стал проект из Уфы Вадима Валиуллина «Кредит», а спустя полгода картина взяла главный приз в конкурсе короткого метра на «Кинотавре».
За это время мы провели конкурсы от Калининграда до Иркутска, от Черкесска до Якутска. Презентации кинопроектов в регионах стали не только отдельными конкурсами, но и двигателями развития кинопроцессов. Благодаря региональным питчингам развивается кинообразование, формируется киносообщество, увеличивается поддержка кино со стороны местной власти. Именно региональные питчинги и круглые столы, проводимые Молодёжным центром, послужили толчком к созданию Фонда поддержки регионального кинематографа, учреждённого Союзом кинематографистов России в прошлом году. Кроме того, сегодня особое внимание региональным студиям, достаточно активно поддерживая их проекты, уделяют Министерство культуры РФ, Институт развития интернета, тот же Президентский фонд культурных инициатив. Также стоит отметить программу «Автор», созданную Фондом кино для молодых сценаристов. Её участники в течение года дорабатывают свой сценарий при участии экспертов Фонда кино, принимают участие в индустриальных мероприятиях и получают существенную стипендию. Поэтому мы решили, что в этом году будем поддерживать и помогать проводить питчинги в регионах, где есть инициатива со стороны местной власти и киносообществ. И, конечно, продолжим организовывать собственные лаборатории и конкурсы.
– Какие ещё состязания в области сценарного мастерства планируете проводить в этом году? Вот, например, недавно завершился конкурс «Экранизация» – по всей вероятности, это конкурс больше для писателей? Они могут подать заявку на экранизацию своей книги? Или продать права?
– В 2023 году Фонд поддержки регионального кинематографа проведёт во второй раз лабораторию «Формула пути». В рамках образовательного проекта её участники, прежде всего сценаристы и режиссёры из регионов, получают консультации от экспертов по развитию сценария, кастингу, смете, художественному и операторскому решению. Помимо этого, наш продюсерский центр «Мувистарт» и одноимённая платформа по приёму заявок на конкурсы (на ней размещено уже более 13 тысяч проектов) станет партнёром Красноярского питчинга (по условиям соглашения фильмы, представленные на конкурсе, должны быть сняты в регионе) и питчинга киностудий стран СНГ, который мы проведём совместно со студией «Лендок» в конце августа. Кроме того, мы являемся партнёрами конкурса «Экранизация» (здесь представлены литературные произведения, которые, на взгляд организаторов и экспертов, имеют перспективы на экранизацию), его проводит агентство «Стардаст», а также «Лаборатории саспенс», чья цель – развитие жанрового и остросюжетного кино.
Уверен, в течение года ещё будут конкурсы и питчинги для начинающих и опытных сценаристов. Поэтому призываю пишущих людей, которых, уверен, много среди читателей «Литературной газеты», принимать в них участие и искать свой шанс.
– Если первый сезон конкурса «Метод» прошёл с таким успехом, можно ли рассчитывать на продолжение?
– Первый конкурс прошёл суперуспешно. По его итогам подписано 13 соглашений между участниками и ведущими российскими продюсерами. Надеемся, что через некоторое время увидим часть этих проектов уже на экранах. Что касается «Метода», то мы в рамках ММКФ проведём ещё один этап конкурса. Экспертам и продюсерам будут представлены проекты игровых полнометражных и короткометражных, документальных фильмов, а также сериалов, посвящённых Москве. Надеемся, что конкурс продолжит развиваться при поддержке Президентского фонда и других партнёрских компаний.
– Что бы вы хотели пожелать дебютантам, штурмующим сегодня кинорынок?
– Нужны яркие, искренние истории. Зритель чувствует их и потому ищет новые нешаблонные проекты. Преимущество дебютантов – в «незамыленности» тем, в их повышенной мотивации, желании самовыражения. Сейчас, когда для начинающих кинематографистов открыто много возможностей (грантовые конкурсы, питчинги), очень важно заявить о себе с теми работами, которые написаны или сняты, что называется, «от души». Ведь если картина сделана искренне, то её почувствует и полюбит зритель. Именно для него мы делаем наше кино.
__________________________________________________________________________________
Вместо послесловия: сценарный конкурс «Метод», как и многие другие конкурсы и питчинги, – замечательный старт для начинающих драматургов, сценаристов и писателей, для всех тех, кто может написать такую основу для фильма, чтобы его экранизировали в России, а смотрели по всему миру. Ибо кто, если не мы, будет спасать мир великой силой русского искусства?