Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 марта 2023 г.
Искусство Культура Литературный резерв

Если история искренняя – зритель её полюбит

За кулисами форума

31 марта 2023

После оглашения результатов конкурса «ЛГ» удалось побеседовать с одним из создателей и вдохновителей «Метода» – генеральным продюсером продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрием Якуниным.

– Дмитрий, как давно вы организуете и проводите питчинги? С чего начиналось и как трансформировалось это сейчас уже модное и известное для многих авторов мероприятие?

– В прошлом году исполнилось ровно 10 лет Молодёжному центру Союза кинематографистов России, и один из первых проектов, который инициировала наша организация, – питчинг дебютантов. Первый конкурс состоялся в рамках Московского международного кинофестиваля в 2013 году. С тех пор нашей командой проведено 15 московских сценарных конкурсов и более 60 региональных. Они проходили в разное время на таких фестивальных и форумных площадках, как фестивали «Короче», Web-Realist, «Горький-фест», «Ноль плюс», «ПитерКит» и др. По итогам «ярмарки талантов» снято уже более 200 фильмов, прежде всего дебютных, документальных и короткометражных работ. Среди них – полнометражные фильмы «Хандра» Алексея Камынина, «Чекаго» Николая Рыбникова, «Африка» Дарьи Биневской, «Естественный отбор» и «Мишка на сервере» Кирилла Алехина, «Тропа» Михаила Кулунакова; документальные фильмы «Уральское дерби», «Земля больших возможностей» Андрея Ананина и Арсения Кайдацкого, «Квартет» Никиты Сташкевича; короткометражные фильмы «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» Кирилла Васильева, «Взятка» Алексея Харитонова, «Уличное освещение» Владислава Иконникова. Всё это картины, завоевавшие награды престижных кинофестивалей, выходившие в прокат в кинотеатрах и на онлайн-платформах.

– Как вообще родилась идея создать питчинг сценаристов? От нехватки идей/сценариев/книг на рынке индустрии? Или же исключительно из желания поддержать начинающих авторов?

– Ведущие киноэксперты отмечают, что наш современный кинематограф как киноотрасль только начинает по-настоящему формироваться в последние 10–12 лет. И одна из главных проблем отечественной киноиндустрии – недостаточная проработка проектов перед их запуском в производство. Именно в последние 10–12 лет начала развиваться система питчингов – презентации кинопроектов перед экспертами. Речь идёт как о государственных питчингах, которые проводят Министерство культуры РФ и Фонд кино, распределяя бюджетные средства на кинематограф, так и о независимых презентациях, цель которых – найти инвесторов и продюсеров, заинтересованных в реализации кинопроектов. Задача питчинга дебютантов – наладить мост между новичками, зачастую талантливыми, но не умеющими воплотить в жизнь свои работы, и ведущими продюсерами, которые как раз ищут эти таланты.

– В этом году вас поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Почему?

– Фонд президентских грантов поддерживает питчинги дебютантов уже более пяти лет, а новый фонд – культурных инициатив – поддержал конкурс «Метод». Дело в том, что, в отличие от коммерческих питчингов, которые проводят онлайн-платформы и независимые продюсерские компании, для нас важны не только качество и профессионализм проектов, но и тематика, их актуальность для государства и общества. Для нашей отборочной комиссии и команды приоритетные темы, которые мы объявляем (а это и семейные фильмы, и проекты о современном герое, и производственные драмы, и народные комедии), не пустой звук. Подобное кино, носящее воспитательный и даже в определённой степени назидательный характер, вполне может быть востребованным широкой зрительской аудиторией и добиться больших успехов. Тому подтверждение – лауреаты нашего конкурса. Среди них, например, производственная драма «Добыча», рассказывающая о первооткрывателе западносибирских нефтехранилищ Фармане Салманове, и спортивная драма «В неравных условиях» о подготовке сборной СССР к Олимпийским играм 1952 года в Хельсинки. Также отмечу проект «Южная стена» о покорении советскими альпинистами южной стены Лхоцзе – одного из самых неприступных и величественных горных образований мира.

– Дмитрий, вы много лет организуете региональные питчинги. Будут ли они, по уже сложившейся традиции, проводиться в нынешнем году?

– Действительно, первый региональный питчинг мы провели ещё восемь лет назад. Сначала были сомнения в целесообразности и качестве подобных проектов. Однако на одном из первых конкурсов лауреатом стал проект из Уфы Вадима Валиуллина «Кредит», а спустя полгода картина взяла главный приз в конкурсе короткого метра на «Кинотавре».

За это время мы провели конкурсы от Калининграда до Иркутска, от Черкесска до Якутска. Презентации кинопроектов в регионах стали не только отдельными конкурсами, но и двигателями развития кинопроцессов. Благодаря региональным питчингам развивается кинообразование, формируется киносообщество, увеличивается поддержка кино со стороны местной власти. Именно региональные питчинги и круглые столы, проводимые Молодёжным центром, послужили толчком к созданию Фонда поддержки регионального кинематографа, учреждённого Союзом кинематографистов России в прошлом году. Кроме того, сегодня особое внимание региональным студиям, достаточно активно поддерживая их проекты, уделяют Министерство культуры РФ, Институт развития интернета, тот же Президентский фонд культурных инициатив. Также стоит отметить программу «Автор», созданную Фондом кино для молодых сценаристов. Её участники в течение года дорабатывают свой сценарий при участии экспертов Фонда кино, принимают участие в индустриальных мероприятиях и получают существенную стипендию. Поэтому мы решили, что в этом году будем поддерживать и помогать проводить питчинги в регионах, где есть инициатива со стороны местной власти и киносообществ. И, конечно, продолжим организовывать собственные лаборатории и конкурсы.

– Какие ещё состязания в области сценарного мастерства планируете проводить в этом году? Вот, например, недавно завершился конкурс «Экранизация» – по всей вероятности, это конкурс больше для писателей? Они могут подать заявку на экранизацию своей книги? Или продать права?

– В 2023 году Фонд поддержки регионального кинематографа проведёт во второй раз лабораторию «Формула пути». В рамках образовательного проекта её участники, прежде всего сценаристы и режиссёры из регионов, получают консультации от экспертов по развитию сценария, кастингу, смете, художественному и операторскому решению. Помимо этого, наш продюсерский центр «Мувистарт» и одноимённая платформа по приёму заявок на конкурсы (на ней размещено уже более 13 тысяч проектов) станет партнёром Красноярского питчинга (по условиям соглашения фильмы, представленные на конкурсе, должны быть сняты в регионе) и питчинга киностудий стран СНГ, который мы проведём совместно со студией «Лендок» в конце августа. Кроме того, мы являемся партнёрами конкурса «Экранизация» (здесь представлены литературные произведения, которые, на взгляд организаторов и экспертов, имеют перспективы на экранизацию), его проводит агентство «Стардаст», а также «Лаборатории саспенс», чья цель – развитие жанрового и остросюжетного кино.

Уверен, в течение года ещё будут конкурсы и питчинги для начинающих и опытных сценаристов. Поэтому призываю пишущих людей, которых, уверен, много среди читателей «Литературной газеты», принимать в них участие и искать свой шанс.

– Если первый сезон конкурса «Метод» прошёл с таким успехом, можно ли рассчитывать на продолжение?

– Первый конкурс прошёл суперуспешно. По его итогам подписано 13 соглашений между участниками и ведущими российскими продюсерами. Надеемся, что через некоторое время увидим часть этих проектов уже на экранах. Что касается «Метода», то мы в рамках ММКФ проведём ещё один этап конкурса. Экспертам и продюсерам будут представлены проекты игровых полнометражных и короткометражных, документальных фильмов, а также сериалов, посвящённых Москве. Надеемся, что конкурс продолжит развиваться при поддержке Президентского фонда и других партнёрских компаний.

– Что бы вы хотели пожелать дебютантам, штурмующим сегодня кинорынок?

– Нужны яркие, искренние истории. Зритель чувствует их и потому ищет новые нешаблонные проекты. Преимущество дебютантов – в «незамыленности» тем, в их повышенной мотивации, желании самовыражения. Сейчас, когда для начинающих кинематографистов открыто много возможностей (грантовые конкурсы, питчинги), очень важно заявить о себе с теми работами, которые написаны или сняты, что называется, «от души». Ведь если картина сделана искренне, то её почувствует и полюбит зритель. Именно для него мы делаем наше кино.


__________________________________________________________________________________

Вместо послесловия: сценарный конкурс «Метод», как и многие другие конкурсы и питчинги, – замечательный старт для начинающих драматургов, сценаристов и писателей, для всех тех, кто может написать такую основу для фильма, чтобы его экранизировали в России, а смотрели по всему миру. Ибо кто, если не мы, будет спасать мир великой силой русского искусства?

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нам еще не дано оценить масштаб личности Юрия Григоровича

    30.05.2025
  • Здесь каждый становится гением

    30.05.2025
  • Дышать танцем

    29.05.2025
  • Погружение в подвиг

    29.05.2025
  • Свобода у каждого своя

    28.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS