Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Если работа незаметна, значит, она хороша

01 января 2007

ПРОФЕССИЯ – ХУДОЖНИК ПО ГРИМУ

«Я не узнаю вас в гриме!» Помните эту знаменитую фразу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»? Грим способен творить чудеса, преображать до неузнаваемости даже самого популярного и всеми узнаваемого артиста. Да, конечно, таинство перевоплощения актёра начинается в его душе, но заканчивается – под руками гримёра.

А что мы знаем об адептах этого искусства? Когда зритель идёт на спектакль или смотрит кинофильм, то чаще всего следит за сюжетом и за игрой актёров. Кто-то отметит удачную режиссёрскую находку, красивые операторские съёмки, обратит внимание на костюмы (особенно прекрасная половина зрительного зала). А кто оценит труд гримёра? Ведь чем незаметнее он, тем, значит, профессиональнее.

Если актёры выглядят убедительно – мы этого не замечаем, ведь они и должны быть похожи на своих персонажей, разве стоит обращать на это внимание?.. Но за каждым образом – огромная, зачастую многочасовая работа гримёра, даже тогда, когда облик героя кажется на первый взгляд простым и лаконичным. Например, образ Давида Гоцмана, который воплотил Владимир Машков в фильме Сергея Урсуляка «Ликвидация». Придумала его художник по гриму Марианна Тер-Аракелян. И внешний вид других персонажей картины также создала Марианна Игоревна.

– Детальная проработка внешнего облика героя – это задача художника по гриму. Ещё до съёмок я на компьютере моделирую образ, мы обсуждаем его вместе с режиссёром и актёром, и только потом он создаётся в реальности. Я увидела Машкова в роли Гоцмана таким, каким потом его увидели все. Машкову этот образ сразу понравился, он легко согласился на стрижку полубокс, хотя у него было право отказаться. Актёр – не марионетка, он тоже участвует в формировании внешности своего героя, но гримёру принадлежит изначальная задумка.

Гримёр и художник по гриму – не совсем одно и то же. Художник придумывает образы, а его помощники – команда ассистентов и гримёров – воплощают их в жизнь. Однако наиболее сложные образы художник выполняет своими собственными руками.

– Без художественного образования в этой профессии не обойтись, ведь она предполагает изменение человеческого лица, рождение из одного человека другого. Грим – это творчество, постоянный поиск. Здесь нет повторов, нет штампов, каждый раз всё по-новому.

Иногда требуется полностью изменить внешность актёра, его возраст. Самый простой грим занимает 15 минут, сложный может длиться 6 часов! Гримёр должен обладать бесконечным терпением, чтобы в ежедневном режиме выполнять такую кропотливую методичную работу. Тут надо иметь в виду ещё и то, что на съёмочной площадке надо находиться постоянно: перед каждым дублем грим поправляется, а иногда даже меняется в зависимости от того, что происходит в кадре. Нередко в один день снимается несколько серий, тогда актёры поступают в руки гримёров на перегрим – в других сценах требуется другое настроение, другие эмоции, а значит, и другие краски.

– Гримёр – это в том числе хороший психолог. Он должен излучать спокойствие и уверенность, быть в хорошем настроении. Мы работаем в близком контакте с актёром, вторгаемся в его личное пространство, биополе. Можно сказать, во время грима идёт обмен энергиями, и от того, какую энергию я передам актёру, в какой-то мере зависит его состояние на площадке. Если актёр уходит раздражённый, ничего потом может и не получиться. Надо создать вокруг себя атмосферу, которая помогла бы актёрам настроиться на будущую съёмку или как минимум отдохнуть.

В последнее время Марианна Игоревна много работает над военными фильмами – помимо «Ликвидации» это фильм «Вторые», а сейчас – работа над картиной «Мур».


– Моя задача как художника по гриму – не только создавать образы, но и думать о том, чтобы они соответствовали своему времени, историческому контексту. От меня требуется большое внимание, чтобы не пропустить ничего современного в кадре – речь идёт не об одежде, а именно о том, как будут выглядеть лица.

– Неужели они так серьёзно изменились за последние десятилетия?

– Конечно. Если сравнить отснятый материал тех лет и сегодняшних дней, то вы увидите, что это очень разные лица.

– С помощью грима вы пытаетесь сделать так, чтобы современные актёры были больше похожи на актёров из советского кино?

– Нет. В кино – это работа такого же, как я, гримёра. Для меня ориентир – фотографии того времени, о котором идёт речь в картине, или документальное кино, кинохроника. Только там можно найти правильные ответы на свои вопросы, там настоящая жизнь, которую мы стремимся воссоздать на площадке.

– А бывают актёры, которые самостоятельно наносят грим?

– Нет, каждый должен заниматься своим делом. Но некоторые не любят, когда им клеят, как мы говорим, наклейки. Например, Евгений Евстигнеев сам себе накладывал усы и бороду. Говорил при этом ласково: «Можно я всё сам?» Не доверял он почему-то никому другому в этих вопросах. Но понимал, что это ведь тоже профессия, как и актёрская. Поэтому был деликатен.

Интересно, как становятся гримёрами? В детстве о такой профессии, наверное, мало кто мечтает. Марианна Тер-Аракелян рассказывает, что случайно вошла в эту профессию. Она хотела поступать на кукольное отделение и быть художником по куклам. Но тогда в театральном художественно-техническом училище (ныне колледж) на это отделение был набор раз в четыре года. Она решила поступить на гримёрное, а потом, как ей советовали, перевестись.

– Уж не знаю, к счастью или как, но кукольное отделение потом прикрыли. Так что я окончила гримёрное и считаю, что правильно выбрала себе профессию, хотя получилось всё, по сути, случайно. После учёбы работала на Киностудии имени Горького, прошла весь путь от цеха до художника.

В гриме, как и в жизни, ничего случайного не бывает. Профессия гримёра настолько сложна, что случайные люди в ней надолго не задерживаются. Новичку сразу дают попробовать себя в деле, чтобы он понял, готов ли пройти сложный, долгий путь и стать художником. Если да, человек остаётся в профессии и постепенно погружается в мир, который сам создаёт, – мир новых лиц и характеров, чувствует свою силу и начинает творить самые настоящие чудеса.

Мария ИГОРЕВА

ИЗ ДОСЬЕ. Художник по гриму Марианна Игоревна Тер-Аракелян – член Союза кинематографистов, лауреат специального приза «Киношока» 1998 года, стаж работы в профессии 22 года.

Обсудить в группе Telegram

Мария Игорева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS