«Я не узнаю вас в гриме!» Помните эту знаменитую фразу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»? Грим способен творить чудеса, преображать до неузнаваемости даже самого популярного и всеми узнаваемого артиста. Да, конечно, таинство перевоплощения актёра начинается в его душе, но заканчивается – под руками гримёра.
А что мы знаем об адептах этого искусства? Когда зритель идёт на спектакль или смотрит кинофильм, то чаще всего следит за сюжетом и за игрой актёров. Кто-то отметит удачную режиссёрскую находку, красивые операторские съёмки, обратит внимание на костюмы (особенно прекрасная половина зрительного зала). А кто оценит труд гримёра? Ведь чем незаметнее он, тем, значит, профессиональнее.
Если актёры выглядят убедительно – мы этого не замечаем, ведь они и должны быть похожи на своих персонажей, разве стоит обращать на это внимание?.. Но за каждым образом – огромная, зачастую многочасовая работа гримёра, даже тогда, когда облик героя кажется на первый взгляд простым и лаконичным. Например, образ Давида Гоцмана, который воплотил Владимир Машков в фильме Сергея Урсуляка «Ликвидация». Придумала его художник по гриму Марианна Тер-Аракелян. И внешний вид других персонажей картины также создала Марианна Игоревна.
– Детальная проработка внешнего облика героя – это задача художника по гриму. Ещё до съёмок я на компьютере моделирую образ, мы обсуждаем его вместе с режиссёром и актёром, и только потом он создаётся в реальности. Я увидела Машкова в роли Гоцмана таким, каким потом его увидели все. Машкову этот образ сразу понравился, он легко согласился на стрижку полубокс, хотя у него было право отказаться. Актёр – не марионетка, он тоже участвует в формировании внешности своего героя, но гримёру принадлежит изначальная задумка.
Гримёр и художник по гриму – не совсем одно и то же. Художник придумывает образы, а его помощники – команда ассистентов и гримёров – воплощают их в жизнь. Однако наиболее сложные образы художник выполняет своими собственными руками.
– Без художественного образования в этой профессии не обойтись, ведь она предполагает изменение человеческого лица, рождение из одного человека другого. Грим – это творчество, постоянный поиск. Здесь нет повторов, нет штампов, каждый раз всё по-новому.
Иногда требуется полностью изменить внешность актёра, его возраст. Самый простой грим занимает 15 минут, сложный может длиться 6 часов! Гримёр должен обладать бесконечным терпением, чтобы в ежедневном режиме выполнять такую кропотливую методичную работу. Тут надо иметь в виду ещё и то, что на съёмочной площадке надо находиться постоянно: перед каждым дублем грим поправляется, а иногда даже меняется в зависимости от того, что происходит в кадре. Нередко в один день снимается несколько серий, тогда актёры поступают в руки гримёров на перегрим – в других сценах требуется другое настроение, другие эмоции, а значит, и другие краски.
– Гримёр – это в том числе хороший психолог. Он должен излучать спокойствие и уверенность, быть в хорошем настроении. Мы работаем в близком контакте с актёром, вторгаемся в его личное пространство, биополе. Можно сказать, во время грима идёт обмен энергиями, и от того, какую энергию я передам актёру, в какой-то мере зависит его состояние на площадке. Если актёр уходит раздражённый, ничего потом может и не получиться. Надо создать вокруг себя атмосферу, которая помогла бы актёрам настроиться на будущую съёмку или как минимум отдохнуть.
В последнее время Марианна Игоревна много работает над военными фильмами – помимо «Ликвидации» это фильм «Вторые», а сейчас – работа над картиной «Мур».
– Моя задача как художника по гриму – не только создавать образы, но и думать о том, чтобы они соответствовали своему времени, историческому контексту. От меня требуется большое внимание, чтобы не пропустить ничего современного в кадре – речь идёт не об одежде, а именно о том, как будут выглядеть лица.
– Неужели они так серьёзно изменились за последние десятилетия?
– Конечно. Если сравнить отснятый материал тех лет и сегодняшних дней, то вы увидите, что это очень разные лица.
– С помощью грима вы пытаетесь сделать так, чтобы современные актёры были больше похожи на актёров из советского кино?
– Нет. В кино – это работа такого же, как я, гримёра. Для меня ориентир – фотографии того времени, о котором идёт речь в картине, или документальное кино, кинохроника. Только там можно найти правильные ответы на свои вопросы, там настоящая жизнь, которую мы стремимся воссоздать на площадке.
– А бывают актёры, которые самостоятельно наносят грим?
– Нет, каждый должен заниматься своим делом. Но некоторые не любят, когда им клеят, как мы говорим, наклейки. Например, Евгений Евстигнеев сам себе накладывал усы и бороду. Говорил при этом ласково: «Можно я всё сам?» Не доверял он почему-то никому другому в этих вопросах. Но понимал, что это ведь тоже профессия, как и актёрская. Поэтому был деликатен.
Интересно, как становятся гримёрами? В детстве о такой профессии, наверное, мало кто мечтает. Марианна Тер-Аракелян рассказывает, что случайно вошла в эту профессию. Она хотела поступать на кукольное отделение и быть художником по куклам. Но тогда в театральном художественно-техническом училище (ныне колледж) на это отделение был набор раз в четыре года. Она решила поступить на гримёрное, а потом, как ей советовали, перевестись.
– Уж не знаю, к счастью или как, но кукольное отделение потом прикрыли. Так что я окончила гримёрное и считаю, что правильно выбрала себе профессию, хотя получилось всё, по сути, случайно. После учёбы работала на Киностудии имени Горького, прошла весь путь от цеха до художника.
В гриме, как и в жизни, ничего случайного не бывает. Профессия гримёра настолько сложна, что случайные люди в ней надолго не задерживаются. Новичку сразу дают попробовать себя в деле, чтобы он понял, готов ли пройти сложный, долгий путь и стать художником. Если да, человек остаётся в профессии и постепенно погружается в мир, который сам создаёт, – мир новых лиц и характеров, чувствует свою силу и начинает творить самые настоящие чудеса.
ИЗ ДОСЬЕ. Художник по гриму Марианна Игоревна Тер-Аракелян – член Союза кинематографистов, лауреат специального приза «Киношока» 1998 года, стаж работы в профессии 22 года.