ПОДМОСТКИ
У этого театра не только необычное название, необычно и его создание. В его истории действительно произошло немало счастливых событий, которые можно назвать чудесами. Театр довольно молод, несколько лет назад он отпраздновал своё 15-летие. Но начиналось всё гораздо раньше, со времён беззаботной и счастливой студенческой жизни. Молодые талантливые «физики» захотели играть на сцене. Случилось это в конце 70-х годов прошлого века в Московском лесотехническом институте, а ныне университете леса. Учились будущие артисты на факультете электроники и системотехники. Именно первые буквы названия факультета стали удачным выбором для названия театра. Но предоставим слово художественному руководителю «ФЭСТа» Игорю ШАПОВАЛОВУ, который стоял у самых истоков создания театра.
– Феномен нашего театра состоит в том, что он начинался с нуля. Не было ни великих имён, которые бы стояли у истоков коллектива, ни могущественных организаций, которые бы могли осуществить первичную «раскрутку» коллектива. Но было главное – желание и вера в чудо, в свои силы. Это сейчас, спустя годы, кажется совершенно невероятной такая самоуверенность не только у меня одного, а у всех ребят, которые пошли за мной. Нас готовили в институте как специалистов для одной из самых престижных отраслей – космической промышленности. А мы предпочли добиваться свободного распределения, чтобы работать в театре. И это в самое застойное время. Разве не чудо, что нам пошли навстречу, и сразу многие выпускники были вольны выбирать место работы сами.
– Когда же «ФЭСТ» стал профессиональным театром?
– Это произошло позже. Несколько лет мы были театром-студией. Занимались практически всем, даже клоунадой. Показывали свои спектакли где только можно – от олимпийского комплекса и заграничных гастролей до красных уголков на различных предприятиях. Выступали вместе с популярнейшими сейчас артистами Андреем Макаревичем, Филиппом Киркоровым, Геннадием Хазановым, Михаилом Задорновым. Многие звёзды эстрады рождались вместе с нами: группа «Комбинация», Михаил Евдокимов, группа «Любэ» и другие. А в 1990 году произошло ещё одно чудо. Нам удалось преодолеть тогдашний запрет Министерства культуры СССР на групповое обучение. Никогда не забуду знаменательную дату – 7 июня 1990 года. Именно с этого момента мы начали путь в профессиональное искусство. Тогда состоялся наш первый просмотр в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина. Художественный совет во главе с тогдашним ректором В.П. Остальским принял на обучение всю нашу команду – 14 человек. Случай небывалый. Кроме того, нам невероятно повезло с педагогом: им стал легендарный режиссёр, заслуженный деятель искусств России профессор Семён Аркадьевич Баркан. Наш курс в то время называли одним из лучших. Семён Аркадьевич после нашего выпуска уехал в Германию. Его пригласили вести семинар в Бременском университете на факультете культуры Восточной Европы. Но мы поддерживаем с ним тесную связь. В прошлом году он приезжал отмечать своё 90-летие к нам в театр. А поскольку наш курс признали лучшим за последнее десятилетие, было принято решение повторить эксперимент – набрать ещё один курс специально для нашего театра. Второй выпуск произошёл в 2001 году. И нынешняя наша труппа состоит из этих двух выпусков.
– Какие ещё чудеса случались в жизни театра?
– Обретение своего здания. В 1995 году руководство Мытищинского района передало нам здание кинотеатра «Родина» в самом центре города. До этого мы базировались в студенческом клубе Московского государственного университета леса. Мало того что нам отдали это здание, ещё было принято решение о проведении капитальной реконструкции. И это было очень важно, потому что кинотеатр не был приспособлен для театра и нуждался в ремонте. Реконструкцию провели с размахом, все наши нужды были удовлетворены. Появилась сцена, гримёрные, хранилища декораций, цеха.
– Что, и слава сразу пришла?
– Ну что вы! За публику и аншлаги, которые мы собираем сегодня, пришлось побороться. Исторически сложилось так, что Мытищи не были театральным городом. Это сейчас здесь два театра – наш и театр кукол «Огниво». На первые спектакли в зал на 650 мест приходили всего по 12-15 зрителей. Конечно, было отчаяние. Но мы всё равно играли. При любом количестве публики. А затем произошёл перелом. Стало приходить всё больше и больше зрителей. Земля слухами полнится. Кому-то понравилось, позвали друзей. Самый первый аншлаг мы надолго запомнили, и часто уже как анекдот рассказываем этот случай. Наш билетный кассир, прекрасно зная, что все билеты не распродаются, как-то не нашла билетную книжку и стала продавать билеты из книжки следующего спектакля. В результате оказалось продано 200 лишних билетов. Что делать? Спектакль должен был состояться на следующий день. Мы выпросили в соседней школе стулья и сумели рассадить всех зрителей. С тех пор, не хвастаясь, могу сказать, что практически все наши спектакли идут с аншлагом.
– Среди ваших спектаклей особую популярность завоевала постановка «Новые приключения Золушки». Вы за неё даже премию ЦФО получили. А чем ещё радуете своих поклонников?
– У нас сейчас в репертуаре 20 спектаклей для взрослого зрителя, 10 для детей. Нашу «Золушку», действительно, высоко оценили, и мы горды этим. Нас с этой постановкой пригласили выступать на одной из главных площадок России в храме Христа Спасителя. И мы показывали спектакль сорок раз. Полученная премия стала удачным вложением в новый детский спектакль, но пока называть его я не буду. Это станет сюрпризом для наших юных зрителей. Большим успехом у публики пользуются спектакли «Декамерон», «Забыть Герострата», «…Чума на оба ваших дома», «Под небом Парижа», «Солнцеликий». А недавно у нас состоялась премьера спектакля «Две комедии из жизни уездного городка» по произведениям И.С. Тургенева. Естественно, пьесы с таким названием у Тургенева нет. Но есть несколько одноактных пьес, из которых мы выбрали две: «Провинциалку» и «Завтрак у предводителя». По ним и поставлен спектакль. Название родилось в театре.
У нового спектакля есть несколько особенностей. Главная – это первая премьера на новой, только что вступившей в эксплуатацию сценической площадке. Мы назвали её «Камерная сцена». Другая особенность – в главной женской роли в «Провинциалке» дебютировала молодая актриса Ульяна Чеботарь. До этого зрители могли её видеть только в спектакле «Тень». Режиссёр спектакля Изольда Хвацкая (она ставила в «ФЭСТе» «Касатку», «Мораль пани Дульской», «Мысль»). Сценография и костюмы Ирины Титоренко. Судя по реакции зрителей (все четыре дня зал был переполнен), спектакль удался.
А ещё мы много гастролируем. Объехали всю Россию, много раз были за рубежом. Последние гастроли прошли в США накануне Нового года.
– Вы ещё и фестиваль придумали…
– Да, наш театр вышел с идеей проведения Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Подмосковные вечера». Её активно поддержало руководство Мытищинского района и министерство культуры Московской области. Первый фестиваль мы провели в 2003 году. Второй состоялся в прошлом году. И если первый был более чем скромным, в нём приняли участие всего четыре театра, то второй фестиваль собрал вдвое больше участников и вызвал большой интерес у публики. Сейчас мы активно готовимся к третьему форуму. Пока он будет ежегодным, а впоследствии станет проходить раз в два года, с тем чтобы не пересекаться с другим театральным фестивалем «Дорогами добра», который проходит в Подмосковье под эгидой министерства культуры Московской области.
– Неужели всё так сладко и гладко в вашем театре?
– Совсем нет. У нас те же проблемы и заботы, что и у каждого муниципального театра. Рядом с Москвой существовать трудно. Нам приходится конкурировать в борьбе за зрителя со столичными театрами, а это совсем непросто. Может быть, нам больше повезло, что районные власти нам уделяют больше внимания, понимая, какую значительную роль, в том числе воспитательную, имеет театр. Да и серьёзные испытания мы тоже пережили. В 2004 году у нас в театре случился пожар. Но нет худа без добра. В результате у нас ещё и пристройка к театру появилась. Причём средства на её строительство были выделены из областного бюджета. А случилось это после того, как на нашем спектакле «Под небом Парижа» побывал губернатор Московской области Борис Громов.
Фото из архива театра