Сегодня, когда мы пережили ужас Южной Осетии, невольно задаёшься вопросом: может ли война в XXI веке быть без жертв среди мирного населения?
В истории были прецеденты войн практически без выстрелов. Это случалось, когда военное преимущество одной стороны было слишком очевидно. Такое возможно и при «фанатизации» обществ. В 1815 году Наполеон с ротой своих охранников в течение нескольких дней завоевал Францию, можно сказать, без единого выстрела. Потому что большинство французов были тогда «фанатами» Наполеона.
Войны обычно возникают тогда, когда неясно соотношение сил. Военная мощь государства должна быть достаточно ощутима, чтобы не предпринимались попытки проверить дееспособность армии.
В наше время, если выстрелы всё же неизбежны, они должны быть абсолютно точно направлены. Такая задача вполне решается с помощью современных компьютерных технологий. Но для этого нужно достаточно платить программистам, математикам и техникам, и тогда точность их расчётов будет обеспечена. Бомбы и снаряды будут попадать только в военные объекты.
Наше отставание в области компьютерной техники уже привело в конце 80-х не только к поражению в холодной войне, но и к экономической катастрофе. Как во время Второй мировой войны кавалерию заменила бронетехника, так и в будущих столкновениях танки перестанут играть особую роль. Они бы не сыграли её и во время сражений в Южной Осетии, если бы грузины взорвали Рокский тоннель.
Сегодня особую роль должны играть скорость обнаружения ракет, точность попадания. И в этом смысле на первое место должны выйти те, кто делает ракеты достаточно быстрыми и своевременно реагирующими.
Пехота, танковые войска должны оставаться в достаточной мере. Но эти силы не должны без крайней необходимости применяться в военных конфликтах, потому что с ними связаны очень большие жертвы. Так же, как не применяется в настоящее время ядерное оружие. Оно есть, оно модернизируется, демонстрируется, но не применяется. Оно – гарант сохранения мира.
А реальная современная война должна вестись профессионалами и должна быть бесконтактной. Попадание по объектам должно быть абсолютно точным. Если промахнулись и попали по мирным жителям, это может квалифицироваться как «непреднамеренное убийство». В идеале война должна превратиться в дуэль профессионалов и не затрагивать мирное население. И это возможно, если, конечно, противники не будут сознательно подставлять мирных жителей под удары.
Наноструктуры, нанотехнологии, мезоскопическая физика – это залог военных успехов в наше время. В нашей стране всегда были замечательные кадры в этой области. Нужно вернуть тех физиков, которые уехали и увезли за рубеж замечательные открытия в области наноструктур. Такие, например, как открытие графена.
Головы учёных должны быть заняты не проблемами, как прокормить семью. Они должны постоянно работать над решением научных задач. Это позволит бескровно выиграть соревнование в математике, физике, технике, а значит, и уменьшит угрозу реальных войн. Пусть даже и бесконтактных.
, академик РАН, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР и РФ, Демидовской премии и премии «Триумф»