Вячеслав ШТЫРОВ, заместитель председателя Совета Федерации
В самом деле, если всё ограничится казёнными отметками о неких акциях культурной направленности, без глубокого анализа ситуации, в которой оказалась наша культура, без должных выводов, а главное, без реальных действий, то мы получим дежурное мероприятие длиною в год.
Что такое государство? Это не просто административное объединение той или иной территории. В основе государства лежит единство народов, населяющих его. Это единство формируется в результате общеисторической судьбы, которая и создаёт определённые стереотипы поведения, заставляющие разных людей реагировать примерно одинаково на те или иные события, заботиться о сохранении народа, нации и в конечном счёте государства. А одним из краеугольных камней этого сбережения является культура! Причём в самом широком смысле: от языка, искусства, литературы и до норм поведения.
Однако, начиная с последних десятилетий минувшего века и по сей день, наша культура не столько развивается, сколько загибается. Примеров тому более чем достаточно. Исчезают дома культуры, российская эстрада повторяет худшее, что выбрасывает в мир наступательная американская попса, на телевидении – ни одного фильма без ужасов и убийств. Кем вырастут российские дети под воздействием подобной культуры?
А в это время в стране живут и сами по себе, почти без поддержки государства, формируются большие российские таланты. Это блестяще подтверждает идущий сейчас по Первому каналу телевидения конкурс певцов под названием «Голос». Выходит, есть у нас возможность снова, как это было когда-то, сделать культуру важнейшей духовной опорой народа, надёжной скрепой многонационального государства! Вот Год культуры и должен совершить прорыв на этом направлении.
Сейчас для многих стал затруднительным доступ к источникам культуры. Определённые меры для ликвидации отрыва, надо сказать, принимаются. Хорошо, что появилась возможность совершить экскурсию, например, по Русскому музею с помощью интернета. Но виртуальное изучение всё равно уступает по силе воздействия знакомству реальному. Это значит, мы должны сделать доступными для массы населения наши выдающиеся музеи, дворцы, памятники культуры и архитектуры. Особенно для школьников. Как каникулы – так обязательная поездка. Ребята должны увидеть Стрельну и Петергоф, Суздаль и Кижи, башни Ингушетии и древний Дербент.
Это всё – история и культура нашего многонационального государства. Такие поездки, если хотите, должны стать частью школьной программы с участием, разумеется, бюджета регионов и страны. Сегодня выросло поколение, которое мало что знает о нашей истории и нашей культуре. Поэтому, может быть, нужен государственный заказ на производство соответствующих фильмов.
Многонациональность нашей культуры – это действительное богатство страны. В Советском Союзе идеологи были не дураки. Они правильно говорили, что надо воспитать единый советский народ. И это можно было сделать через три-четыре поколения.
Многонациональность может стать опасной, если каждый начнёт уходить в свою культуру и религию, обосабливаясь до ограниченной замкнутости. А если культурное разнообразие использовать с умом, это только обогатит всех. Вот начало создания общероссийского культурного стандарта тоже может стать одним из направлений Года культуры.
Кстати говоря, этот год открывается весьма знаменательным документом. Согласно подписанному президентом закону, который вступает в силу с 1 января 2014 года, правительство страны теперь должно будет ежегодно предоставлять обеим палатам парламента доклад о состоянии культуры в России.
Однако все благие намерения и даже принятые решения окажутся пустым звуком, если мы со всей строгостью не начнём спрашивать с конкретных чиновников за неисполнение своих обязанностей. В этой связи не могу не вспомнить опубликованную в «Литературной газете» статью «Отечество и отчество» («ЛГ», № 42), в которой шла речь о грубейших нарушениях закона о русском языке. О языке как важной составляющей части отечественной культуры. Там приводились примеры запрещённого законом использования в рекламных вывесках на улицах и площадях российских городов, в том числе Москвы, иностранных слов без всякого перевода и объяснений. Обилие этих вывесок таково, что русская надпись среди них кажется чудом. Словно мы находимся не в России, а в какой-то колонии.
В статье приводились примеры того, насколько жёстко борются в подобных случаях за сохранение французского языка власти Франции, какие огромные штрафы накладывают там за более мелкие, чем у нас, прегрешения. И было прямое обращение к Федеральной антимонопольной службе, чьей обязанностью является наказывать владельцев всех этих вывесок штрафами в соответствии с действующим в стране Законом о русском языке как государственном языке Российской Федерации.
Тем не менее прошло уже более двух месяцев, но ФАС, насколько известно, не ответила даже газете, не говоря о принятых мерах. Никакой реакции, судя по нетронутым вывескам, не последовало и от исполнительной власти Москвы. Выходит, одного конкретного закона мало? Нужно, чтобы парламент страны принял ещё один? Закон о выполнении законов?
Так что Год культуры принесёт ощутимые результаты лишь в том случае, если нам удастся не только принять значительные решения по развитию и поддержке этой базовой составляющей нашего государства, но и добиться их реализации.
Опрос "ЛГ": "Что Год культуры нам готовит?"