Фильм не имеет отношения к творчеству Кира Булычёва, и, несмотря на трогательное посвящение классику отечественной фантастической литературы, даже не «по мотивам». Несколько имён, песня и одно платье – слишком тонкая и непрочная связь с первоисточником.
Поэтому стоит взглянуть на работу Александра Андрющенко как на самостоятельное произведение, тем более что булычёвский сюжет очень далёк от сегодняшнего мира. Нет того советского настоящего и того советского будущего, где разворачиваются приключения девочки, с которой ничего не случится. Они остались в далёкой параллельной вселенной, потерянной для этого мира навсегда, где-то в бескрайней ширине мультивселенной, изобретённой Хью Эвереттом.
В нашей реальности «Сто лет тому вперёд» – это малобюджетный подростковый фантастический боевик, страстно желающий казаться дороже, чем он есть на самом деле. И временами ему удаётся, хотя вся картина стоила как пять минут четвёртых «Мстителей». В отдельных сценах фильм демонстрирует впечатляющую картинку, увлекая динамикой и попыткой широко размахнуться. Увы, даже с учётом заметного удешевления компьютерной графики с таким бюджетом грандиозного зрелища не создать – редкие симпатичные эпизоды теряются в третьесортном CGI, устаревшем на десятилетия.
Вместе с тем очень хорошо смотрятся молодые актёры: Марк Эйдельштейн, Матвей Астраханцев и Кирилл Митрофанов – это честная молодость и искренность, даже вопреки жуткому клише их образов. Романтик, хулиган и отличник – заезженный набор, но хорошо сыгранный. Да и Алиса, несмотря на банальные в 2024 году розовые волосы, как будто подчёркивающие её связь с далёким будущим, исполнена Дарьей Верещагиной вполне удачно. Молодёжь выглядит гораздо живее старшего поколения, представленного вялым Константином Хабенским и утомлённой Викторией Исаковой.
И всё. По-прежнему российские кинематографисты совершенно не умеют работать с научно-фантастическим сюжетом, начиная с того, что с первых минут пытаются доказать научность своей фантастики, заставляя героев произносить мудрёные слова, иногда совершенно не к месту. А затем сюжет соскакивает в мистическое общение злодея с высшими сферами, открывающимися над его головой наподобие гигантского канализационного люка в ночном небе. Дальше всё хуже и хуже, когда от статичной картины мира будущего, нарисованной вполне убедительно, надо перейти к тому, как она работает и её внутренним противоречиям, обеспечивающим развитие конфликта. В этот момент вся идея светлого будущего с дирижаблями на поводках терпит жестокий крах. Особенно несуразными выглядят космические пираты, зависшие между любителями поножовщины и нелепой цивилизацией зла.
Хуже то, что это колониальное кино. Фактически – экранизация не одного из романов Кира Булычёва, а расхожего анекдота, когда лучшие умы России выдвигают два плана реформ – реалистический и фантастический. Первый – надо подождать, пока прилетят инопланетяне и разберутся с нашими проблемами. Второй – справиться самим. Сюжет фильма сводится к тому, что главная задача юных героев зазвать на Землю колонизаторов получше, потому что в противном случае прилетят хозяева весьма сурового нрава. Карго-культ дополняет наиболее яркий персонаж фильма – Весельчак У в исполнении Александра Петрова. С одной стороны, получился колоритный персонаж, палящий во все стороны остротами, а с другой – это откровенная калька всем известного Джека Воробья. Настолько лениво сделанная, что заострять на этом внимание как-то неловко.
Тем не менее если закрыть глаза на утомительную вторичность многих образов фильма, то он демонстрирует сразу целый ряд неоднозначных, но в целом положительных молодых героев, выгодно выделяющихся на фоне чернухи, героизирующей социальные низы. Дело за малым – осталось избавиться от мышления туземца, смиренно ожидающего корабли с господами колонизаторами и их данайскими дарами.