Эстраду сегодня принято ругать. Причём огульно. Да я и сам два года назад писал в «ЛГ» о таком трудном «лёгком жанре» с явным преобладанием негатива над позитивом.
Между тем, подвергая критике, и справедливой, всю современную российскую эстраду как таковую, мы порой словно бы не замечаем целый ряд её творцов, безусловно заслуживающих доброго слова и даже более того. Не замечаем, возможно, благодаря тому, что они слишком плотно вошли в нашу повседневную жизнь, как говорится, примелькались…
Можно ли, например, представить себе большой, на «высшем уровне» праздничный концерт без участия ансамбля «Русская песня»? Без его руководителя и главного действующего лица Надежды Бабкиной, которую не зря называют «эстрады русской атаманшей».
Начинала она ещё в советскую пору в качестве солистки Москонцерта и сумела как-то сразу и найти свою собственную нишу, и полюбиться зрителю. За песни, которые раньше в народе называли «переживательными». За располагающие к себе сценический имидж и манеру поведения. Русский костюм исполнительницы – не стилизация а ля рюс и не дизайнерские фантазии на «народную тематику», а тот, который ещё и сегодня можно встретить где-нибудь в удалённой сельской местности. Приветствуя публику, певица неизменно отвешивает низкий поклон, коим издревле встречали на Руси самых дорогих гостей.
Приглядитесь к её походке, к жестикуляции, к тому, как свободно, естественно и уверенно держит себя Бабкина на подмостках – перед нами точно слепленный современный образ «идеальной» крестьянки, знающей себе цену, с чувством собственного достоинства.
Поклонники «Русской песни» знают, что в репертуаре этого коллектива нет надрывных песен, нет ухарства, нет нарочитой слезы. Зато присутствует обязательный задор, подлинное, а не натужное веселье. Слушая песни Бабкиной и её ансамбля, минора, а тем более печали не услышишь. Можно сказать, высоким штилем – они несут людям радость жизни, что по нынешним временам чрезвычайно важно.
Жизнеутверждающими, мажорными, призывными является и большинство песен Олега Газманова. Кроме того, каждая из них – настоящий эстрадный номер, то есть законченное и отделанное во всех деталях произведение. Газманов замечательно владеет средствами драматической выразительности – он не просто поёт, но «играет» каждую свою песню, что искупает, прямо скажем, не самый сильный голос артиста.
Если бы ещё текстовую часть, о которой в своё время достаточно едко и правильно писала «ЛГ», подтянуть!.. Ибо стержневой вопрос «Ночная бабочка, ну кто же виноват?» по-прежнему остаётся без ответа.
Появляются интересные исполнители и среди молодых. Другое дело, что зачастую, ярко вспыхнув на эстрадном небосклоне, они по какой-то причине быстро отходят в тень. Вот появился сравнительно недавно эффектный, с примечательными внешними данными и хорошо поставленным голосом певец по имени Витас. Спел несколько обративших на себя внимание песен (причём особенно удачными получаются у него вещи в стиле ретро, произведения советских композиторов) и как-то потерялся. А жаль…
Хотелось бы отметить ещё двух, в чём-то схожих между собой молодых певиц – Наташу Королёву и Анжелику Варум. Очаровательные женщины со столь «идущим» к ним преимущественно лирическим репертуаром, достаточно искреннее и выразительное исполнение. Вот если бы ещё дал им Бог чуть посильнее голоса…
Впрочем, какой ни есть живой голос, пускай всё же будет он, нежели главный бич нашей эстрады – фонограмма. Сколько, кажется, копий сломано за последние 10 лет по этому поводу, сколько благородных и правильных слов произнесено, и даже постановления «антифанерные» принимаются, да только воз, по хрестоматийному выражению, и ныне там.