На днях в Москве прошёл III съезд Общественной палаты Союзного государства. Как наблюдатель, который часто бывает на её мероприятиях, не могу не отметить, что она набирает силу. За минувший год под её эгидой и при её поддержке проведено 94 мероприятия, прошло 57 заседаний и слушаний, реализуется более 200 реальных проектов. География работы охватывает более 50 регионов Белоруссии и России, а также Казахстан, Кыргызстан, Турцию, Сирию, Монголию, Китай, Польшу, Италию, а в некоторых вопросах и Украину. Это впечатляет. Но остаются и проблемы. О них я беседовал в ходе съезда с политическим аналитиком, бывшим первым заместителем министра иностранных дел РФ Фёдором Шеловым-Коведяевым.
– Фёдор Вадимович, много говорится о необходимости большего сближения наших стран, создания полноценного Союзного государства. Но впечатление, что есть немалые помехи.
– Не стоит забывать, что почти три десятилетия страны существуют как самостоятельные. Если интегрировать экономики, возникнет немало трудностей для обеих. У России сейчас нет возможностей, чтобы взять, так сказать, Белоруссию на своё обеспечение. У РФ есть свои немалые проблемы, стоит задача поднимать внутреннего производителя, который, кстати, во многом начинает замещать белорусского производителя. По мясу уже произошло, по молоку происходит на наших глазах. Это вопросы болезненные для Белоруссии, поскольку и перед ней стоит задача развития своего производителя, прежде всего сельскохозяйственного.
Схожая картина в ряде секторов промышленности, например в сельхозмашиностроении. Недавно «Россельмаш» у нас даже приостановил производство, а у него, можно сказать, первый конкурент – Минский тракторный завод. Этот вопрос нелегко решать. Или общая валюта. Должен быть единый эмиссионный центр. Иногда нам говорят, что, например, в Америке шесть печатных станков, но руководит-то ими одна структура. Тогда какой центробанк будет у нас регулировать выпуск единой валюты? Скорее всего, он должен быть в Москве. Опять всё болезненно.
Есть и проблемы политического характера. Если объединяться, то на каких основаниях? Столица где? Как будет переходить президентский пост? Как достичь гармонии? Наши лидеры постоянно это обсуждают. Движение идёт.
– Заходит речь и о конституционном акте. Без этого ведь никуда.
– Да. И его проекты есть. Работа идёт профессиональная, юридическая. Обсуждения ведутся и на общественном уровне, в частности в нашей палате. Но есть важные нюансы, которые не получили пока разрешения. Скажем, если коснуться законодательной сферы, то очевидно, что наши законодательства во многом отличаются друг от друга. Как это будет интегрироваться? Ведь если государство реально союзное, то должно быть единое законодательство.
Идти надо только вперёд, но, как говорили латиняне, «Festina lente!» – поспешай медленно. Думаю, это мудро – важно не переторопиться, чтобы не наделать ошибок. Во второй половине 90-х годов казалось, что всё можно сделать быстро, и, наверное, тогда это действительно было реально, мы ещё не так далеко ушли друг от друга. Сейчас намного сложнее.
– И всё же единое государство – лишь свет в конце тоннеля или достижимая цель?
– Думаю, достижимая. На примере Евросоюза видим, что объединение развивается в сторону единого государства. И видим, что Европарламент формируется всё же по квотам – у Германии они больше, чем, скажем, у Польши. Несмотря на трудности, я считаю, что главное – добрая воля, сердечное, доброе отношение друг к другу, тогда все вопросы будут решены.
Подводя итог, нельзя не сказать, что о работе палаты, делах и заботах собранных в ней ярких представителей России и Белоруссии почти ничего не рассказывают ведущие телеканалы, радиостанции, газеты и информагентства наших стран. Видимо, это недоработка и самой палаты, и тех, кто может влиять на информационную политику. Палата явно заслуживает большего внимания.