В столице Татарстана в восьмой раз прошёл песенный фестиваль «Yзгәреш җиле».
Народная песня многими воспринимается как нечто застывшее во времени – эдакий «музейный экспонат», доставшийся по наследству от предков. Его нужно беречь и ценить, время от времени смахивая «пыль веков», но извлекать на свет божий лишь по особо торжественным случаям, поскольку в повседневной жизни, летящей на совершенно иных скоростях, этому раритету применения не найти. Привычный шаблон, один из многих. А что может принести большую радость людям творческим, чем попробовать такой шаблон сломать?!
Всё началось с… совещания. Ироничное отношение к подобным мероприятиям сложилось задолго до знаменитых «Прозаседавшихся» Маяковского. Но раз уж собрались ломать стереотипы, то не ограничиваться же только одним. Весной 2015 года в кабинете президента республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, помимо иных проблем, обсуждалось состояние татарской эстрады: молодёжь национальную музыку практически не слушает, потому что она не вписывается в ритмы и стилистику их жизни, и с этим нужно что-то делать!
Как часто по острым вопросам принимаются правильные резолюции и на этом всё заканчивается – постановили и забыли. Но на сей раз в высоком кабинете собрались люди талантливые, энергичные, любящие и понимающие национальную культуру. И решение нашлось – фестиваль, который объединил бы певцов и музыкантов, способных сделать татарскую песню неотъемлемой частью сегодняшнего дня. «Это прекрасная возможность подарить народной песне новую жизнь, свежее звучание, и, что особенно важно – сохранить преемственность национальной вокально-исполнительской школы, приумножить богатое духовное наследие нашего народа», – уверен Рустам Минниханов.
За реализацию проекта взялся директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля (ТАГТОиБ) Рауфаль Мухаметзянов – человек, умеющий привлечь внимание публики и увлечь её настоящей музыкой. Сегодня, когда возглавляемый им театр является одним из ведущих центров музыкального искусства не только Татарстана, но и всей России, трудно представить, что были времена, когда на его сцене людей было больше, чем в зрительном зале. «Мы всегда открыты к поиску, к эксперименту, – не устаёт повторять Рауфаль Сабирович. – Да, это всегда риск, но в искусстве без него обойтись нельзя». И он знает, о чём говорит.
Рауфаль Мухаметзянов стал генеральным продюсером фестиваля, который получил название «Yзгәреш җиле», в переводе с татарского – «Ветер перемен», и собрал отличную команду единомышленников. Осенью 2016 года на сцене ТАГТОиБ состоялся первый праздник татарской песни, и с той поры он приходит в Казань каждый год. Здесь не определяют победителей, не расставляют исполнителей по ранжиру и этим казанский музыкальный форум принципиально отличается от конкурсов, задача которых распалить сиюминутную конкуренцию. Исполнители приходят и уходят, а народная песня переживает столетия. И «Ветер перемен» изначально сформировал очень логичную систему координат: вся команда, большая и дружная – вокалисты и музыканты, аранжировщики и педагоги по вокалу, режиссёры и хореографы, видеоконтенторы и художники по свету – все работают во славу её величества Песни. «Наш фестиваль, – признаётся Рауфаль Мухаметзянов, – не коммерческий проект, а скорее «флагманский корабль», который прокладывает путь, задаёт направление развития современной татарской песни. Мы экспериментируем со стилистикой, манерой исполнения, ищем и определяем пути эволюции жанров в разных аспектах. Быть ориентиром, маяком, менять норму – вот задача фестиваля».
«Ветер перемен» очень быстро стал одним из наиболее заметных событий в культурной жизни республики, много гастролирует по России, дважды покорял столичные площадки – Большого кремлёвского дворца и концертного зала «Зарядье», а в 2020 году концерт фестиваля состоялся в легендарном Карнеги-холле. На пятом фестивале состоялась премьера первого в истории мюзикла на татарском языке – «Алтын Казан» молодого композитора Эльмира Низамова. Сочинения татарских композиторов ХХ века и современных авторов стали органичной частью проекта.
Всего за время существования проекта было аранжировано почти 200 татарских песен из бесценного наследия, которое принято именовать «архивной классикой». И благодаря «Ветру перемен» эти мелодии начинают звучать как джаз или рок, баллада или латина; встречаются композиции в духе Фрэнка Синатры и даже психоделики. Фестивальная команда действительно не боится экспериментировать. И это даёт результат – многие композиции настолько приходятся по душе и исполнителям, и публике, что практически сразу попадают на радио и телевидение, то есть входят в повседневную жизнь. В чём секрет их успеха? Музыкальный руководитель фестиваля, известный артист-инструменталист и дирижёр Вадим Эйленкриг в ответе предельно лаконичен: «Чтобы делать такие аранжировки, нужно только одно – талант!» Не поспоришь. И как не вспомнить бессмертное пастернаковское «Талант – единственная новость, которая всегда нова».
Если к таланту и можно что-то прибавить, так это умение работать без устали. Подготовка к концертам стартует за много месяцев до того, как сцена театра оперы и балета озаряется светом прожекторов. Вокалисты начинают отбор песен ранней весной. Затем предстоит, пожалуй, наиболее сложное – выбор стилистики и создание аранжировки, которая отвечала бы характеру песни и личности певца. «Творческий процесс – самое важное на фестивале, – считает один из постоянных его участников Айдар Сулейманов. – Главное – не прекращать поиск, поскольку не всегда новое прочтение «ложится» на исполнителя. В нём-то и рождается музыкальная истина». Потом приходит черёд напряжённых репетиций. Все, кто выходит на сцену, единодушны – это ни с чем не сравнимая школа мастерства, поскольку с ними работает профессионал высочайшего класса – легенда Казанской оперы Венера Ганеева – профессор, заведующая кафедрой сольного пения факультета музыкальных искусств Казанского университета культуры и искусств.
«Произведения отбираются с учётом индивидуальных способностей, голосовых возможностей и артистических данных вокалиста, – раскрывает свою педагогическую «кухню» Венера Ахатовна. – Любое произведение – маленький спектакль, и за эти три-четыре минуты исполнитель должен выполнить целый комплекс задач, поставленных перед ним во время репетиций. Он должен понимать для чего поёт, что несёт зрителю. Песню нужно превратить в историю, которая сразу же захватывает слушателя. Тут необходимы сценическое обаяние, красота тембра, правильное звуковедение и многое другое. При работе с каждым вокалистом педагогам необходимо сохранить его природную самобытность, не навязывая несвойственную ему манеру звукоизвлечения и поведения на сцене. Наоборот, нужно максимально помочь раскрыться таланту, дать свободу его импровизационным проявлениям».
Наблюдая за выходящими на фестивальную сцену артистами, среди которых, в том числе и участники федеральных телевизионных проектов Эльмира Калимуллина, Ксения Коробкова, Илиана Санчез, солистка Казанской оперы Гульнора Гатина, популярные в Татарстане эстрадные исполнители Алина Шарипжанова, Руслан Сайфутдинов и другие, ловишь себя на том, что каждый «спектакль», о котором говорит Венера Ганеева, обладает своей, только ему присущей энергетикой. Этим высокая эстрада сродни театру – сколько бы раз ни ставили «Ромео и Джульетту» или «Чайку», суммарный талант режиссёра и актёров сделает постановку непохожей на все предыдущие.
«Это ни с чем не сравнимый драйв, – признаётся ещё один постоянный участник фестиваля Ильгиз Шайхразиев. – Каждая композиция проходит через многочисленные «сита» и до концерта доходят только самые проникновенные, обретающие тот голос, который понятен и близок сегодняшнему слушателю. Потому они и становятся свежей кровью татарской эстрады, начиная жить своей жизнью, заодно меняя и нашу. Поток «Ветра перемен» такой мощный, окрыляющий, только раскрой паруса и поддайся ему – и он понесёт тебя вперёд». Не удивительно, ведь этот ветер – всегда попутный…