Никита Маргаев
Корейского режиссёра Пона Джун-хо никак нельзя назвать восходящей звездой. Он настоящий «красный гигант», чей триумф на «Оскаре» стал яркой вспышкой, озарившей мир накануне пандемии. Его «Паразиты», как и их премиальный соперник «Джокер», были пугающе точными эпиграфами к текущему десятилетию. Не прошло и двух лет, как свет увидел ещё один мегахит – сериал «Игра в кальмара». Объединяет эти два произведения помимо страны производства ещё и критика капитализма.
Любопытный парадокс: о несовершенстве системы творцы из Сеула говорят куда чаще, чем чиновники из Пхеньяна. Именно Пон Джун-хо в начале века стал основоположником этой новой волны. Причём в своих фильмах он нападал не только на сам несправедливый строй, но и на его производные. Упрёки летели в адрес полиции («Воспоминания об убийстве» и «Мать»), американских партнёров («Вторжение динозавра») и алчных буржуинов, наносящих ущерб природе («Окча»).
О том, что режиссёр возьмётся за экранизацию научно-фантастического романа Эдварда Эштона, было известно ещё в 2022 году. Правда, съёмочный процесс затянулся. Многие опасались, что проект не доберётся до экранов, увязнув в производственном аду. Однако этого не произошло – «Микки 17» дополз-таки до нас. События ленты разворачиваются в недалёком будущем. Технология клонирования людей на Земле была запрещена, но на космические экспедиции это правило не распространяется. Сенатор-шоумен Кеннет Маршалл (очередной гротескный перформанс Марка Руффало) собирается колонизировать планету Нифльхейм, населённую странными существами – жутиками. Для этой миссии ему нужен расходный материал, которым становится Микки Барнс (Роберт Паттинсон). Каждый раз (уже 17-й по счёту), после того как парень погибает в ходе своих вылазок, его сознание переносится в новое тело, созданное из органических отходов, но однажды ему удаётся выжить. По возвращении на базу он обнаруживает в каюте своего клона.
«Микки 17» представляет едкий политический фарс под научно-фантастическим соусом. Новый фильм Пона Джун-хо – это сводный брат (но не двойник) «Треугольника печали» Эстлунда и «Авеню 5» Ианнуччи, а не «Аватаров» Кэмерона или «Грани будущего» Лаймана, которые приходят на ум после прочтения синопсиса. Критика капитализма здесь сочится из всех щелей. И на очевидной (но оттого не менее изящной) метафоре эксплуатации труда всё не заканчивается. Уже сам первоисточник располагал к подобному идеологическому крену, но режиссёр посчитал, что ему этого мало, и со всей мощи дёрнул рычаг влево. Получилась недурная сатира, далеко не во всём оригинальная, но очень остроумная. К слову, писатель не стал настаивать на бережном переносе текста на экран и доверился гению оскароносного корейца. По сути, оригинальный роман был ответом на почитаемый в правой среде «Звёздный десант». Если у Хайнлайна жуки, объединённые коллективным разумом (читай: СССР), были врагами, то у Эштона – добрыми самаритянами, способными лишь блефовать. В киноадаптации «Микки 17» это ещё и крайне умилительные создания, напоминающие помесь мамонтов, тихоходок и (внезапно!) пришельцев из «Хребтов безумия».
Главное отличие экранизации от литературной основы – это обновлённый образ антагониста. Хотя Пон утверждает, что Трамп не был прототипом Маршалла, верится в это с трудом. Ну неспроста же сторонники злодея носят красные кепки! Да и внешний вид с манерой речи указывают именно на американского президента. Конспирологам на заметку: в фильме даже есть сцена с неудачным покушением. И всё бы ничего, но ближе к концу автор где-то успевает прошляпить свои хлёсткость и цинизм и выдаёт чересчур наивный и полный святой простоты (не стану клеймить «заказухой») финал. Оказывается, что во всём виноваты неправильные люди во власти. А вот когда придут «правильные», как героиня Наоми Аки, всё будет в ажуре. Пон – это последний, от кого можно было ожидать столь бесхитростного хеппи-энда. Впрочем, горьковатый привкус «умеренности» не сильно портит впечатления от ленты. Тем более что через сон Микки нам всё же дают понять, что если принтер не уничтожить, то он обязательно будет воспроизводить не только угнетаемых, но и угнетателей.