Мы уже признали ДНР и ЛНР, началась спецоперация, на страну обрушилась лавина санкций, а на нашем телевидении продолжали демонстрировать сериалы, снятые на Украине на российские деньги. Куда они шли? На финансирование официальных каналов незалежной, с экранов которых украинский журналист Фахрудин Шарафмал призвал убивать русских детей? И вы говорите, никакой политики – только бизнес?
Есть в интернете потрясающее письмо Путину актёра Александра Пескова. Оно короткое, мощное, и суть его в том, что артист не выдержал хамства и мошенничества российских продюсеров и режиссёров и обратился к главе государства с просьбой навести порядок в сфере кино. Схема, согласно А. Пескову, такая: на Украине созданы фирмы, куда закачиваются российские бюджетные (считай, народные) деньги, и на эти деньги Украина для России снимает кино про наши русские мерзости – про власть криминала, про бандитов и ментов, про жестоких и подлых энкавэдэшников и кагэбэшников, про всякую пьянь-рвань и т.д.
В кинопроекты приглашали и российских актёров, но на украинской границе обязательно нужно было осудить Россию за оккупацию Крыма и признаться, что лично на полуострове после 2014 года не был. Помните, наверное, как ничтожно выглядела российская певица Глюкоза во время такого допроса. Уж она и Крым признала незалежным, а украинский погранец в свою страну всё равно Глюкозу не пустил – посмеялся, и всё. А ей так хотелось в Киев…
Короче говоря, деньги, выделяемые российским правительством на развитие отечественного кино, перекачивались нашими кинодельцами в «стан неприятеля», чтобы укрепить его материально-техническую базу и «мочить руссню» более эффективно на русские же «бабки».
В последние годы одним из крупнейших производителей сериалов для российского ТВ стала украинская компания Film.ua, там в 2021 году делали 35 сериалов для российского ТВ продолжительностью более 500 часов. Российские зрители видели в эфире Первого канала сериалы «Гречанка», «Избранница», «Нюхач». На «России 1» шли «Нити судьбы» и «Чужая жизнь». На Пятом канале – детектив «Майор и магия». На «Домашнем» – «Женский доктор». А ещё Film.ua делал передачу «Школа доктора Комаровского». Об этом сообщил телеканал РБК.
Да и вообще украинские компании к 2021 году стали ведущими на российском ТВ. Притом что на самой Украине продукция российских производителей (сделанная после 2014 года) запрещена. «Орёл и решка», «Папа попал», «Я стесняюсь своего тела», «Ревизорро» и т.п. сняты или придуманы украинцами. А платят за них – россияне. Можно сказать, что медийная сфера Украины расцвела именно благодаря русским деньгам.
По мнению гендиректора «Всемирных русских студий» Юрия Сапронова, причина такой нашей щедрости продиктована исключительно бизнес-интересами: «Украинские продюсеры умеют делать рейтинговый продукт и предлагают его по более конкурентной цене, чем российские производители. Только экономика, и никакой политики». То есть Украина «политики» не стесняется и запретила всё русское у себя в телевизоре и в кинотеатрах. А мы стесняемся и заботимся лишь об экономике – чтоб «дёшево и сердито». Но гигантские деньги, которые Россия вкачивала в медийную сферу Украины, – это однозначно политика.
О каких суммах идёт речь, конечно, – коммерческая тайна. Но можно приблизительно догадаться, исходя из стоимости одного съёмочного дня артиста – от 20 до 300 тысяч рублей. У некоторых больше. А вообще бюджет одной серии сериала был приблизительно 300–400 тысяч рублей. По сведениям РБК, например, в 2015 году Film.ua сняла для России 450 часов сериалов. Умножаем, и выходит до 180 млн рублей. Нехило. Компания Star Media только в 2017 году произвела для наших федеральных телеканалов 790 часов кинопродукции.
Ровно 32% украинских фильмов – про русский криминал. Треть! И уже упомянутый Сапронов будет говорить, что тут нет никакой политики?!
В интервью «Снобу» Юлиана Слащёва (в ту пору гендиректор «СТС Медиа») призналась, что отказ Украины от российской телепродукции лишил компанию доходов примерно в 15 млн долларов. Тут тоже нет политики?..
Ну, и ещё о деньгах. Выскажусь очень осторожно, поскольку суды наши непредсказуемы. Как-то «неправильно» художественные руководители и продюсеры распоряжаются деньгами, которые выделяет государство на поддержание нашего (с позволения сказать) искусства.
Но не в этом фишка. Ну, есть воры в кинематографе и театрах. Эка невидаль. Кого-то, как говорится, бес попутал, кто-то потратил на непрофильные нужды… Однако подлость наших деятелей культуры в том, что они, будучи схваченными за руку при махинациях, начинают проблему политизировать. Это у них любимая схема защиты. Дескать, власть вмешивается в творческие дела (!), возвращение политцензуры (!), реставрация сталинизма (!)…
Ну, о сталинизме в области культуры (честно признаюсь) можно только мечтать. Потому что до сих пор с удовольствием смотрю «сталинские» фильмы «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Небесный тихоход», «Два бойца», «Сердца четырёх», «Девушка с характером» и т.д. Там одни только песни чего стоят!
Как говорила мне женщина-военврач в полевом госпитале в Чечне, куда я попал после ранения, советские фильмы нужно постоянно крутить бойцам в палатах – от них раны быстрее затягиваются.
Увы, именно в таком смысле сталинизм для наших бездарей уже недостижим. А что касается странного обращения с бюджетными деньгами (в том числе скромными лично моими налогами), то без жёстких методов тут порядка не добиться. Особенно в деле перекачки денег из России на Украину.
Неудивительно, что простому народу приходится на своё народное кино скидываться. Помните, как всем миром сбрасывались Евгению Матвееву на продолжение «Любить по-русски»? Ещё свежо в памяти, как собирали скромные рубли для съёмок «28 панфиловцев». А деятели из российской кинотусовки, захлёбываясь от злобы, подняли вой о том, что подвиг панфиловцев – миф, что не было никакого геройства, а значит, и «народный» фильм о них – враньё…
Ничего. Мы перетерпим. Если нужно будет – ещё скинемся. Хотя лучше всё-таки этим русофобам режиссёрам и продюсерам вообще из госбюджета ничего не давать. И без них есть куда тратить. И повременить с раздачей нашим деятелям театра и кино орденов и званий «народных». Они давно ничего общего с народом не имеют. Народные, то есть те, кто зрителя уважал, умерли. Например, Владимир Меньшов, Станислав Говорухин, тот же Гайдай…
Однако презрение к массовому зрителю зародилось ещё в советские времена, когда элитарное кино считалось достижением искусства, чем-то высокохудожественным, а кино для большинства – недостойным уважения и поощрения. Власть разрешила, по сути, плевать на публику. И пошло-поехало. И поскольку народ это наплевательство смотреть не стал, была придумана формула «Кино не для всех».
Хорошо, подумал я, но раз оно не для всех, то почему на «всехные» (по выражению девочки из книги Чуковского) деньги, в том числе на мои (налоги)? А может, нам тоже на этих киношников из российской «богемы» наплевать? Да создать сообщество защиты Родины от фальсификаций её истории и дискредитации Отечества. При этом разработать формулу для предъявления исков к тем деятелям кино, кто растранжирил государственные деньги, например. То есть, исходя из процентовок бюджетов фильмов, потребовать возврата своей доли.
Сергей Тютюнник,
Ростов-на-Дону