ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО
Татьяна Доронина читает великих поэтов
В Концертном зале имени П.И. Чайковского с большим успехом прошёл литературный концерт Татьяны Дорониной «Россия, моя Россия…». Композиции этой, составленной из стихов Марины Цветаевой и Сергея Есенина, уже минуло четверть века: впервые она была прочитана актрисой в 1981 году. Сколько воды утекло с тех пор, сколько артистов иных поколений брались читать с эстрады лирику этих поэтов, однако нота, взятая Дорониной, можно сказать, не перепета. Она оказалась наивернейшей.
Первое отделение отдано Цветаевой. Звучат такие знакомые строки, с юности многими выученные наизусть, а многими к тому же не раз слышанные в этом же замечательном исполнении в записи на грампластинках. «Красною кистью рябина зажглась…», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «В чёрном небе слова начертаны…», лирика эмигрантских лет. Цветаевский стих своевольно взрывается «бренной пеной морской» в тишине концертного зала, и в душе, так уставшей от будней лихих лет, что, казалось бы, ничто и не может её уже восхитить, рождается ликование. Рождается!.. И ловишь себя на мысли, что такое исполнение Цветаевой – сдержанно-темпераментное, жёсткое и нежное одновременно, с обязательным прорывом в «бездну» её стиха, поистине утверждено временем. В полном смысле слова чарующе прозвучали стихи о Дон Жуане и Стеньке Разине. Хотелось бы посоветовать молодым людям, которые мечтают о любви и хотят приблизиться к пониманию этого явления жизни, не только знать эти вещи наизусть, но хотя бы раз услышать их в исполнении Дорониной. Потому что та страсть, нежность, чувственность, с которой актриса произносит гениальные строки, поведают о любви гораздо больше, чем самые обстоятельные трактаты. Чтением своим исполнительница воссоздаёт сам образ любви, вовлекая зрителей в этот творческий процесс, заставляя их сопереживать. «Драгоценным винам» этих стихов, к счастью для новых поколений, нашёлся изысканнейший прекрасный сосуд. Впрочем, Цветаева оставила потомкам и немало горьких предупреждений. И одним из них: «читателям газет – глотателям пустот» – Татьяна Доронина, можно сказать, рубит воздух зрительного зала.
Во втором отделении звучит Сергей Есенин. Сын поэта Константин в своё время так отозвался об исполнении Дорониной: «Я слышал, по-моему, всех, кто читал и читает Есенина. Яхонтова слышал. Качалова – тоже. Вы читаете лучше. Вернее всех. Душой читаете…» И с этим трудно не согласиться. Поэзия Есенина всегда опрокидывает тебя в омут любовных переживаний, разудалой радости, озарённости и восхищения красотой мира, сплавленных с тоской гибельных предчувствий. Сказано же поэтом: «Есть тоска весёлая в алостях зари». «Тоска весёлая» – вот его нота, служащая своего рода камертоном доронинской композиции.
В ней собраны стихи разных лет. Чувствуется, что выстроены они не биографически-тематически, а выбраны по зову души, то, что особенно нравится и должно прозвучать естественно в женских устах. Мотивы, наподобие гитарных переборов, выплывают самые разные, и главный из них – бесконечная любовь к Родине. А ещё, как бы громко это ни прозвучало, высокая гражданственность и радостно-трепетное преклонение перед всем сущим. Особо следует отметить продуманное и точно подобранное музыкальное оформление: это орган Василия Долинского, сопровождающий чтение Цветаевой, это гитары Александра Колпакова и Дмитрия Толкачёва, балалайка Валентина Коженкова, столь созвучные есенинской лирике.
После концерта зрители в буквальном смысле слова осыпали актрису цветами. И тут припомнилось, как в своём «Дневнике актрисы» Доронина рассказывала о знакомстве со знаменитой баронессой Будберг, которая заметила, что манерой игры та напоминает ей Веру Комиссаржевскую. Наверное, неспроста. «Золотая Королевна», как называли современники Комиссаржевскую, словно бы передала через десятилетия волшебную палочку своей последовательнице, и нам выпало счастье быть её зрителями. Откройте книгу о Комиссаржевской – там описаны точь-в-точь такие «приёмы» у зрителей. И даже подобное осыпание любимицы публики цветами. Что ещё к этому добавить?.. Браво, Татьяна Доронина!