Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

«Есть вещи, которые я должен почерпнуть в русской литературе»

01 января 2007

ПЕРСОНА

Нынешний сезон проходит для Мариинского театра под знаком сразу нескольких юбилеев. И это не только «персональные» даты его директора и художественного руководителя – 55-летие, 30-летие дебюта маэстро на мариинской сцене, 20 лет с того дня, как он возглавил коллектив, но и 225-летие основания самого театра. Центральными акциями празднования стали два ежегодных фестиваля, художественным руководителем которых является Гергиев, – VII Московский Пасхальный фестиваль и XVI фестиваль «Звёзды белых ночей». Этот юбилейно-фестивальный разговор начался в Череповце, где проходил один из выездных концертов нынешнего МПФ, и завершился в Большом зале столичной Консерватории – Гергиев верен себе и продолжает пребывать в постоянном движении.

– Как правило, юбилей – это повод оглянуться на прошлое и подумать о будущем. Каково ваше видение этой вехи в истории Мариинского театра? 

– Мы воспринимаем весь уходящий сезон и даже половину следующего как посвящение этой крупной дате – исторической вехе для нескольких поколений артистов Мариинского театра. Я очень хорошо помню, как, будучи совсем молодым дирижёром, пришёл в театр накануне празднования его 200-летия. Тогда всем было понятно, что мы переживаем историческое событие. Подобное происходит и сейчас. Юбилей – это не наше достижение, но это повод ещё раз понять, в каком театре мы работаем, вспомнить его историю и оглядеться, подумать – правильно ли то, что мы делаем сейчас, а если неправильно, то почему и как это изменить. 

– В связи с юбилеем театр взял курс на традицию? 

– Мы, безусловно, подчёркиваем связь, существующую между Джорджем Баланчиным и нашей традицией, не забываем о балетах Михаила Фокина, о великих русских художниках, которые творили так ярко и с таким с блеском для мариинской сцены. Думаю, понятно, почему мы привезли в Москву «Псковитянку» и «Хованщину». Современных постановок в нашем театре, наверное, больше, чем у кого-либо, и совсем необязательно постоянно стремиться к чему-то необычному и ни на что не похожему. Тем более что мы были фактически первыми, кто пригласил к сотрудничеству Дмитрия Чернякова и предложил серьёзную хореографическую постановку Алексею Ратманскому. Хочется сочетать в работе театра творчество лучших английских или немецких мастеров и одновременно искать новые имена в России. В последнее время мы инвестируем много сил в сотрудничество с молодым режиссёром Василием Бархатовым: я поверил в него, и сейчас он работает над оперой «Братья Карамазовы». 

– «Братья Карамазовы» написаны Александром Смелковым по заказу Мариинского театра. Почему вы решили обратиться именно к этому композитору? 

– Смелков умеет работать со словом. Неожиданно для меня он отказался от музыкального языка, который был присущ ему 15–20 лет назад. Сегодня композиторы ищут путь к публике, и я думаю, Смелков понял, что главными составляющими успеха должны стать именно слово и вокал. Композитор не стремится к удивительно сложному оркестровому языку, главное для него – показ сильных эмоций. Все приходят к какой-то высокой простоте – кто-то раньше, кто-то позже. Вопрос только в том, насколько она высокая. 

– В этом году в программах Московского Пасхального фестиваля и петербургского «Звёзды белых ночей» есть блок «для гурманов» – сочинения Анри Дютийе, возможно, маэстро сам приедет в Петербург. А интересует ли Запад современная русская музыка? 

– Музыка Дютийе фактически впервые звучит в таких масштабных российских фестивалях. Я общаюсь с многими крупнейшими современными композиторами и убеждён в том, что поступаю правильно, включая их произведения в свои программы. Труднее будет заставить Европу поверить в то, что и у нас продолжают появляться выдающиеся партитуры. Мы двигаемся в этом направлении: я включил в программы музыку Родиона Щедрина, в скором времени они прозвучат в Лондоне, в Эдинбурге – и это только ближайшие планы. 

– И Пасхальный фестиваль, и следующий за ним «Звёзды белых ночей» имеют общий круг музыкальных тем – Щедрин, Римский-Корсаков. 

– В трудное время, в начале девяностых годов, мы буквально на песке создали фестиваль «Звёзды белых ночей». Всем понятно, что сам феномен белых ночей – это явление природное, а в Петербурге ещё и явление духовное. Но организовать фестиваль – это не удел мечтателя, – нужны гигантские, почти героические усилия. Московский Пасхальный фестиваль с первых дней заявил о себе как крупное культурное событие – в стране настали другие времена. Москва откликнулась сразу, форум оказался интересен публике, и можно было планировать до 80 различных акций, в том числе самых на первый взгляд безумных. Через два-три года я решил пойти не по пути привлечения на Пасхальный фестиваль суперзвёзд, а сосредоточить внимание на композиторах. Это невозможно сделать в Петербурге, при том количестве спектаклей, которое Мариинский театр даёт с сентября по апрель, было бы ошибкой не нацелиться в «Звёздах белых ночей» на ярчайшие имена. Единственное, чего мы не допустим, – это таких концертов, где мировая звезда поёт в микрофон любой репертуар, в том числе далёкий от Моцарта, Верди или Чайковского. 

– В чём вы видите особенность нынешнего Московского Пасхального фестиваля? 

– Удачным было сочетание произведений Римского-Корсакова и Щедрина в концерте-открытии. Я неслучайно обратился к программе, где звучали и увертюра «Светлый праздник», и сюита из «Сказания о граде Китеже». В этих произведениях есть что-то схожее. Мы впервые исполнили «Озорные частушки» Щедрина и, думаю, будем часто их играть. Приятно было видеть в зале самого композитора, который всё более прочно занимает позиции живущего среди нас общепризнанного мастера и едва ли не классика новой русской музыки. Почти 55 лет назад он уже писал замечательные произведения, которые сразу получали известность и с блеском врывались в довольно насыщенную музыкальную жизнь того времени. 

– Изменилось ли что-то в региональном блоке МПФ? 

– Здесь больших изменений нет. По-прежнему хочется, чтобы российские города благодаря нашему приезду получили дополнительный импульс, ответственные люди задумались о создании хороших залов и нормальных условий для получения образования. Дети должны почувствовать, что есть что-то очень крупное и в лучшем смысле слова манящее, зовущее – огромный мир классической музыки. 

– Вы принимаете непосредственное участие в создании концертного комплекса Кавказского культурного центра – на это направлены средства, собранные на вашем юбилейном гала-концерте в Москве. Будет ли этот зал отличаться от других российских? 

– Я уже знаю, как строить залы – есть опыт в Петербурге и опыт работы с архитекторами, в том числе трудный, но всё же очень ценный. Я хочу использовать его в городе, где я вырос. Ко мне постоянно обращаются с просьбами поддержать какие-то начинания в Мичиганском или в Колумбийском университетах, в Лондонском королевском колледже – я являюсь почётным профессором многих университетов. Безусловно, я горжусь, когда мы делаем что-то для Петербургского или Московского университетов – это происходит постоянно. Но иногда нужно вспомнить и о том, кому ты сам обязан, – я обязан и музыкальной школе и общеобразовательной школе во Владикавказе, – и друзья поддержали моё предложение. Средства, которые мы собрали, направлены на то, чтобы проект получил ускорение. Это может быть не такая уж большая сумма, для Москвы она вообще незаметна, а там может существенно помочь. Не хочу, чтобы этот проект застрял в бюрократических трясинах, от чиновников не должно зависеть столь важное начинание. Я думаю, что народ, переживший бесланскую трагедию, заслуживает хороший культурный комплекс не менее, чем какой-либо другой. 

– Какой смысл вы вкладываете в понятие «благотворительность»? 

– Когда человек, имеющий огромный опыт либо огромную энергию, знания, возможности – организаторские или материальные, – в конце концов человек, который имеет имя, формирующее уже целый бренд (как Леонард Бернстайн или Герберт фон Караян), начинает думать о молодёжи, о больных и неимущих и хочет для них что-то сделать. Это и есть настоящая благотворительность, потому что его присутствие уже гарантирует настоящую музыку, гарантирует искренний и профессиональный подход. Кто-то считает, что «благотворительность – это не для меня, бесплатно поют только птицы», но другие люди понимают, что в мире есть нечто, что помогло им, и хотят отдать долг – педагогам, школе, региону, стране. Я попросил принять участие в благотворительном концерте Анну Нетребко, Владимира Галузина, Вадима Репина, Юрия Башмета, и они, в свою очередь, всегда могут рассчитывать на меня. Было бы даже грешно, если бы я об этом не думал. И если я не буду помогать, а положусь на кого-то другого, то сам чисто по-человечески далеко не продвинусь в своих глазах. К сожалению, у меня ограничены ресурсы времени. Если бы я мог заниматься во Владикавказе с молодёжью месяц, год, я бы занимался такой формой благотворительности. Подобной возможности нет, потому что приходится летать между Петербургом, Лондоном, Нью-Йорком, Роттердамом, Веной. 

– Пытаетесь ли вы привнести в практику работы с оркестром Мариинского театра какие-то европейские черты? 

– Сегодня в составе оркестра Мариинского театра яркие музыканты с выдающимися артистическими данными, и я не хочу заставлять играть их, как в Голландии или в Бельгии, даже как в Берлине. У нас своя школа, имеющая право на успех. Свою задачу я формулирую следующим образом: не стараться копировать изумительный Лондонский симфонический или Венский филармонический, с которыми я очень близок и дружу. Есть вещи, которые я должен почерпнуть в русской литературе, в исполнении опер Мусоргского и Римского-Корсакова, симфоний Шостаковича, в балетных партитурах Стравинского – мы плоть от плоти этой традиции, и нам это понятнее. Я дирижировал почти всеми русскими операми, включая недописанные «Сорочинскую ярмарку» и «Женитьбу», и я думал о редакциях «Князя Игоря» или «Хованщины» больше, чем какой-либо живущий дирижёр. Может быть, не какой-либо живущий учёный, но точно больше любого дирижёра.
 
– Мариинский театр является обладателем президентского гранта – возможен ли отдых после напряжённых лет работы? 

– Есть люди, которые смеются: «Они работают день и ночь! Что им надо?» Тем более нам дали гранты, и, казалось бы, сиди себе и выступай четыре раза в год. На самом деле это уже вопрос следующей дискуссии: как гранты распределяются, кто и сколько потратил сил, нервов, пота и крови. Но заставлять всех много работать, чтобы только за это получить помощь государства, тоже нельзя. Мариинский театр сегодня заслуживает тех почестей и поддержки, которые оказывает ему государство. 

Беседу вела Мария ЗУЕВА

Валерий Гергиев


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты