Для Московской области 2009 год – знаменательный. В октябре Подмосковье отметит своё 80-летие. В преддверии этого славного юбилея мы беседуем с заслуженным деятелем искусств РФ, членом-корреспондентом Российской академии художеств, президентом Творческого союза художников России Константином ХУДЯКОВЫМ.
– Константин Васильевич, что для вас значит Московская область?
– Прежде всего, это уникальная природа, прекрасные пейзажи и старинные русские города с вековыми историческими корнями, сохранившие до наших дней древнюю архитектуру. Это талантливые люди, создающие суперсовременную космическую и военную технику и одновременно развивающие народные промыслы и ремёсла, занимающие одно из ведущих мест в отечественном изобразительном искусстве. И всё это великолепие находится в непосредственной близости от столицы. Не случайно лучшие творческие и научные умы России и в прошлые века, и теперь именно в Подмосковье черпают вдохновение.
В 60-х годах прошлого века я приехал учиться в столицу и остался здесь навсегда. Подмосковье для меня – единое целое с Москвой. Это две части большого организма, огромная страна, неразделимая. Тысячи раз я бывал в самых разных уголках Подмосковья: Коломне, Сергиевом Посаде, Клину – это вообще потрясающий город, там аура необыкновенная. А какие замечательные места в Переделкине или на Николиной горе! Я всегда встречал там людей, по менталитету ничем не отличающихся от москвичей. Хотя должен всё-таки уточнить: жители подмосковных городов отличаются от жителей многих других областей какой-то самодостаточностью. Тем более, если это художники. Многие московские деятели искусства живут в небольших подмосковных посёлках, деревнях или на дачах и там творят. Вот один из ярких примеров: известный скульптор, народный художник России, действительный член Российской академии художеств Александр Рукавишников живёт большую часть времени под Солнечногорском. У него там дом и мастерская, где он занимается созданием крупных работ. А в Москве бывает эпизодически.
У меня самого дом на границе Калужской и Московской областей – в Боровске. Потрясающее место на Протве. Но я как раз отношусь к другой категории художников – больше трёх дней на природе не выдерживаю, тянет в столицу.
– Как складывался ваш творческий путь?
– Родом я из села Царевщина Саратовской области. Окончил Московский архитектурный институт. Распределили не по моей воле в Центральный музей В.И. Ленина главным художником. Проработал там более 10 лет и одновременно участвовал в полуподпольных выставках нонконформистов на Малой Грузинской. Занимался проектированием нескольких музеев Ленина в Куйбышеве (Самаре), Бишкеке, Фрунзе, Улан-Баторе.
Впервые почувствовал себя живописцем, когда стал выставляться на Малой Грузинской. Это было в 1977 году. Но на самом деле, конечно, стал им гораздо позже. Тогда мы находились в состоянии некой эйфории, юношеского самообмана, который возникал при виде толпы людей перед подвалами, где мы выставлялись. Наши работы вызывали большой интерес у публики, потому что воспринимались как альтернатива официальному искусству. Но, надо сказать, на этом пути было совершено много ошибок, переоценок собственных возможностей и откровенных глупостей. В результате большое количество художников вообще зашло в тупик. А кто-то смог преодолеть «детские болезни», критически пересмотреть своё и чужое творчество. Как в любом движении, течении, кто-то выплыл, кто-то утонул. Но эта работа позволила приобрести и колоссальный опыт. На нас тогда оказывали давление, снимали с работы, срывали выставки, даже свет выключали в залах во время открытия выставок. А мы устраивали забастовки. В общем, много чего было.
В 1987 году ушёл с Малой Грузинской и вместе со своими единомышленниками Игорем Снегуром, Сергеем Шаровым, Юрием Мироновым, Андреем Костиным, Иулианом и Александром Рукавишниковыми, Вячеславом Колейчуком мы создали кооператив – галерею современного искусства «М’АРС». У нас появилась собственная выставочная площадка. Тогда только-только вышел закон о кооперативах, мы им и воспользовались. Получили в льготную аренду помещение и начали активную выставочную деятельность: выставлялись сами и показывали тех художников, кто был нам близок по духу. И продавали работы довольно успешно. Все средства тратили на создание коллекции будущего музея. Многие тогда уезжали на запад, в России мало чего оставалось. Мы пытались этот поток приостановить. Сейчас собрание нашей галереи, которая в конце концов превратилась в Центр современного искусства «М’АРС», насчитывает более 2 тысяч произведений известнейших во всём мире художников. Практически создана уникальная музейная коллекция.
От традиционной живописи я постепенно всё больше стал уходить в сторону применения видео- и фотосъёмки. Создал собственную технологию переноса изображения на холст, обработки вручную красками, а затем, когда появились компьютеры, стал вообще цифровым художником. Окончательный продукт (произведение) довожу «до ума» исключительно в цифровом формате. Затем готовая картина печатается на холсте в единственном экземпляре. Это так называемая компьютерная живопись. Короче говоря, для создания картин я использую мощный компьютер – инструмент, которого ждал всю жизнь. Это новое направление в искусстве пользуется всё большей популярностью во всём мире. Мои персональные выставки проходили не только в Москве, но и в Америке, Италии, Швеции, Финляндии. Для современной России это новый, ещё мало освоенный вид изобразительного искусства.
– Когда вы возглавили Творческий союз художников России?
– Год назад, после ухода из жизни замечательного человека, народного художника, одного из лидеров отечественного андеграунда, вице-президента Российской академии художеств Эдуарда Дробицкого. Он долгие годы возглавлял наш Союз и, умирая, попросил меня взять творческую организацию в свои руки. Он мне доверял, наверное, потому, что мы были вместе с 70-х годов прошлого века. Да и опыт работы у меня в общественных организациях значительный. Я долгое время был секретарём МОСХа.
– Союз объединяет десятки регионов России. Как представлено Подмосковье в вашей организации?
– Наш Союз объединяет свыше 16 тысяч художников и 54 региональные организации. Подмосковье представлено как никакой другой регион Российской Федерации – тремя объединениями профессиональных художников. Все они активно участвуют в творческой жизни нашего Союза, да и художники замечательные.
– Кого из современных подмосковных художников вы могли бы назвать наиболее значимыми личностями отечественного изобразительного искусства?
– Среди живописцев выделяется своим своеобразным стилем заслуженный художник России Геннадий Метелин из Клина, признанный мэтр русского пейзажа народный художник России Михаил Абакумов из Коломны, народный художник России академик Геннадий Мызников из Орехово-Зуева, народный художник России Владимир Пименов из Зарайска, Александр Беглов и Михаил Яковлев из Щёлкова. В Подмосковье живут и плодотворно работают замечательные скульпторы: народный художник России Сергей Казанцев из Истры, заслуженный художник России академик Андрей Балашов из Малаховки, заслуженный художник России Александр Рожников из Люберец и многие другие. В нашем Творческом союзе более 600 профессиональных художников из Подмосковья.
– Сейчас очень важны контакты с государственными органами власти. Не секрет, что без государственной поддержки сложно творческому человеку выжить в условиях рынка. Получается ли взаимодействовать с государственными структурами в вопросах развития отечественного искусства?
– Несомненно, такое взаимодействие необходимо, и оно традиционно существует. Многие творческие проекты мы реализуем с Российской академией художеств, Министерством культуры Российской Федерации, Российским фондом культуры. Художников в России много, и они своим трудом зарабатывают себе на хлеб как в столице, так и в региональных отделениях. А у каждого региона свои особенности. В Московской области эти отношения, на мой взгляд, сложились значительно лучше, чем в других субъектах федерации. И здесь прослеживается позитивное отношение к развитию культуры в Подмосковье и губернатора Бориса Всеволодовича Громова, и министра культуры Галины Константиновны Ратниковой.
В этом году к 80-летию Московской области совместно с областным министерством культуры мы готовим большую выставку «Художники России – Подмосковью». Это будет своеобразный подарок жителям Московской области. Подобных проектов ранее не было. Все региональные отделения Союза представят произведения для этой выставки. Она будет работать в течение нескольких месяцев с презентацией в Москве, в одном из крупнейших выставочных залов, предположительно, в Малом Манеже. На этой выставке будут представлены живопись, графика, скульптура, цифровое и художественное фото, авторская кукла. Создан выставочный комитет из представителей Министерства культуры Московской области и Творческого союза художников России, который будет отбирать самые лучшие произведения. Мы хотим, чтобы уровень выставки был высоким, а главной темой станет Подмосковье. Принимать участие в выставке будут такие мэтры, как народный художник России, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, народный художник СССР, вице-президент Российской академии художеств Таир Салахов, народный художник России Игорь Абросов, и многие другие. После презентации в Москве выставка отправится в путешествие по городам Подмосковья, где есть приличные выставочные залы: Щёлково, Мытищи, Долгопрудный, Дзержинский…
И обязательно несколько произведений с этой выставки будет подарено Московской области.
– Какие проблемы наиболее актуальны сейчас в среде художников и творческих объединений?
– Проблемы есть, да и всегда будут. Кому-то не хватает денег на холсты и кисти, а у кого-то при наличии средств – творческий кризис. Но, пожалуй, основные проблемы – это отсутствие приемлемых творческих мастерских по разумным ценам и плохая востребованность обществом труда художников. Рынок произведений изобразительного искусства в нашей стране представляет, к сожалению, жалкое зрелище… Вот и приходится перебиваться случайными заработками. Либо работать на полку. У нас, кроме свободы, ничего и не осталось. Художник не может быть просто свободным, он должен быть в каких-то отношениях с властью. В любой цивилизованной стране эти отношения давно выстроены. В нашей стране, к сожалению, государство отказалось от художников, за исключением каких-то отдельных случаев. По инерции ещё существуют мастерские, но мы их теряем: люди не могут платить высокую арендную плату, а административным органам сейчас невыгодно помещения под мастерские отдавать художникам, когда существует коммерческий спрос на недвижимость. Художникам негде работать, мы теряем, например, жанр монументальной скульптуры. Если график ещё может работать в собственной квартире, то скульптор, создающий монументальные композиции, без большой мастерской обойтись не может. Ситуация очень непростая и законодательно никак не решается. В Госдуме уже 15 лет закон о творческих союзах не могут принять, да и вообще до сих пор не определён статус творческого человека.
– Как творческие союзы, в том числе и ваш, пытаются решать эти проблемы?
– В каждом конкретном случае, когда пытаются отнимать мастерские, мы стараемся помочь. У нас есть специалисты, которые держат ситуацию под контролем. Каждый художник должен выставляться, и мы устраиваем выставки, издаём художественные каталоги. Амбициозный проект задумали – строительство Центров изобразительных искусств Творческого союза художников России в столице и других регионах. Уже нашли инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в этот проект. Там предусматриваются и мастерские, и выставочные залы, помещения для мастер-классов, клубная часть. Но без участия государства ничего серьёзного сделать нельзя. В США, например, если такой центр создаётся, инвестору даются налоговые льготы. У нас же, наоборот, если хочет бизнесмен вложить деньги, налоговики его обдирают как липку. Может, как раз в Московской области появятся такие центры раньше, чем в других областях.
Ни одна власть не обходится без художников. Беда в том, что власти всё равно, какие это художники. А их становится всё меньше, особенно хороших, и некоторые профессии просто вырождаются на глазах. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее. Как раз задача любого творческого объединения – «надоедать» властям, находить пути взаимодействия с государством и, в конечном итоге, совместно помогать художнику создавать достойные, выдающиеся произведения.
Беседу вела