Низкие писательские гонорары, отсутствие института литературных агентов, неработающие инструменты продвижения и безуспешные попытки авторов пробиться в издательства – таким видит российский книжный рынок литературовед и критик Галина Юзефович.
5 сентября в центре социального проектирования «Платформа» прошла дискуссия «Держатели слова», посвящённая текущему состоянию современной российской литературы, её ключевым идеям и общественной роли. «ЛГ» делится самыми яркими тезисами и гипотезами.
Основная проблема российского книжного рынка – пропасть между книгой и издательством ввиду отсутствия литературных агентов и нерезультативной работы «самотёка», считает Галина Юзефович. Если американский автор ушёл в селф-паблишинг (самиздат. – Д.С.), то с книгой, скорее всего, не всё в порядке. При этом в России подобный факт не определяет ничего: роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» пролежал в «самотёке» «Эксмо» два года, прежде чем был издан «Редакцией Елены Шубиной», АСТ.
Книга перестала быть объектом сакрализации и из центра культурного мироздания «уехала» на периферию. Литературный мир становится всё более раздробленным. Таким образом, мы теряем неотъемлемые пласты. Открытием для Галины Юзефович стали русский хоррор, сообщество Darker и автор Дарья Бобылёва.
Литературовед убеждена, что бумажная книга не вымрет и её продажи будут расти. Она перестала быть предметом необходимости и получила роль части культа и стильного аксессуара. Однако не превратилась в эстетический объект: её читают.
Единственный подлинный феномен XXI века, по мнению Галины Юзефович, Виктор Пелевин. Он удерживает свою аудиторию и объясняет людям, что происходит.
Ещё один тезис состоит в том, что среднестатистический русский писатель не умеет рассказывать истории. Эта наша родовая травма: русская литература заменяла всё, поэтому истории как основе произведения места не оставалось.
Читатели мечтают об «объяснительной» книге, предлагающей эстетическую, нравственную, политическую матрицу, с помощью которой можно будет настроить собственную систему оценки.
Актуальный роман, по словам Галины Юзефович, не продаётся. В «Редакции Елены Шубиной» запустили серию остросюжетной прозы о современности. Первопроходцы нововведения – лауреат премии «Большая книга» Шамиль Идиатуллин и его книга «Бывшая Ленина».
В октябре к этой компании присоединится Дмитрий Захаров (в прошлом журналист и редактор «Коммерсанта») с романом пиарщика о пиарщиках «Средняя Эдда». К сожалению читателей, новая книга Пелевина «Искусство лёгких касаний» – не про самое животрепещущее. В таком случае следующий актуальный роман, возможно, будет встречен более эмоционально.
Гипотезы Галины Юзефович об отсутствии особого спроса на остросюжетную прозу о современности различны: от нежелания читателя говорить о наболевшем до проблем с той самой историей и превышения дозы политической повестки в произведении.
Современная литература – это сложно. Это постмодернизм и метамодернизм. Нововведения, переплетения, аллюзии и буквенные наводнения. Но главное – отсутствие единственно правильного мнения. Если вы с чем-то не согласны или хотите обсудить – приходите 5 октября на Никитский бульвар, 12, – раз в месяц Галина Юзефович проводит встречи книжного клуба в маленькой кофейне «Кофе пью и читаю» и советует всем гостям, чем пополнить чек-листы «прочитать».
Дарья Свитайло