Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2013 г.
  4. № 15 (6411) (10.04.2013)
Искусство

Эта память былых времён

10 апреля 2013

Стенды XXXIV Российского антикварного салона представили 250 участников, которые, в свою очередь, выразили желание продать произведения европейских школ XVIII–XIX вв., отечественной живописи и графики, мебель, скульптуру, иконы, предметы декоративно-­прикладного искусства и ювелирные украшения. Это настоящий музей, где под каждым предметом стоит ценник, и посетитель получает представление что почём на отечественном рынке старого искусства.

Cпециальный проект нынешнего салона посвящён 400-летию Дома Романовых. Коллекционер Сергей Устинов представил выставку художественных меню 1870–1910 гг. «Обед в высочайшем присутствии», где перечисление кулинарных изысков русской парадной трапезы соперничает с эстетикой оформления. Этот специфический вид прикладной графики, первые образцы которого появились в России в конце 1830-х, отражает хронику исторических событий и праздников трёх последних царствований Дома Романовых на российском престоле. Образцами меню коронационных обедов явились те, что посвящены восхождению на трон императоров Александра III и Николая II. К этим маленьким шедеврам приложили руку известные художники своего времени – Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Альберт Бенуа, Василий Поленов, Николай Каразин. По традиции каждый русский парадный обед устраивался как пир на весь мир, и гости брали свой экземпляр меню на память о личном участии в историческом обеде – «и я там был, мёд-пиво пил». Поэтому уже в момент своего появления возле тарелок с яствами эти графические листы утилитарного свойства становились предметом коллекционирования.

И парадные обеды устраивались не только при дворе, они были частными, полковыми, свадебными, юбилейными, прощальными и встречными, именинными, пасхальными, дипломатическими, студенческими… Наряду с произведениями профессиональных художников А. Шарлеманя, Н.Самокиша, М. Зичи, Л. Лагорио, И. Петрова-Ропета, Э. Липгарта, И. Билибина, Б. Зворыкина, Е. Бём, С. Ягужинского, И. Нивинского в экспозицию также включены работы неизвестных полковых рисовальщиков, создавших не менее занимательные композиции меню.

Вторая выставка спецпроекта экспонирует коллекцию фотографий, сделанных знаменитым летописцем императорского двора фотографом Военного и Морского ведомств Императорской России Карлом Буллой. Этот материал периода 1900–1917 гг. открывает завесу над будничной жизнью грандиозного военного механизма, блеск и величие которому придавала Русская гвардия – элита российских вооружённых сил, бывшая ударной силой на полях сражений, покрывшая себя лаврами победителей и неувядаемой славой в сердцах своих современников и их потомков. Раритетная коллекция, состоящая из оригинальных снимков и собранная не за один десяток лет, оценивается в $200 тыс. и могла бы стать замечательным приобретением какого-либо государственного музея.

Тематические экспозиции на прошедшем салоне, как всегда, впечатляли разнообразием: «Западноевропейское искусство XIX века», «Две традиции. Православие и Католицизм» (полотна фламандцев XV–XVII веков сравниваются с образцами древнерусской живописи XVI–XIX вв.), «Санта-Мария» (частное собрание картин эпохи Ренессанса, объединённых темой Мадонны, Богоматери – «путеводной звездой» для всего классического искусства), книжная и журнальная графика известного русского художника-иллюстратора «Владимир Тамби. Графика 1920–1950 гг.» (рисунки выполнены на пропитанной особым раствором бумаге и предназначены для просмотра на просвет), «Плеяда художников Большого театра. 1910–1940-е гг.» – К. Коровин, А. Петрицкий, Г. Пожидаев, В. Рындин, И. Рабинович, Валентина Ходасевич (экспозиция приурочена к 130-летию со дня рождения театрального художника первой половины ХХ в. Фёдора Федоровского, чьё этапное произведение – эскиз к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин», за макет декораций которого художник получил Grand Prix на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 г.), «Слияние русских и европейских традиций в стиле модерн», «Французские индустриальные часы» (галерея «Депо часов» А. Никольского представила уникальные произведения XVIII века – каретные, настольные, карманные, каминные часы и гарнитуры. Эксклюзив – индустриальные часы, воплотившие новые технические достижения промышленной революции), «Художественное стекло школы Нанси (Франция) XIX–XX вв.» и многое другое.

В рамках салона состоялся круглый стол, на котором Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров совместно с Государственным институтом искусствознания Минкультуры РФ обсуждали вариативность направлений современного коллекционирования в России. Прозвучало резонное предложение включить в инструментарий экономической политики нашей страны новую модель «стабилизационной подушки». Если вместо покупки валюты и акций государство ежегодно будет вкладывать «свободные» деньги в предметы искусства, находящиеся на аукционном или антикварном рынке, то в сложной ситуации эта «подушка» сработает, как буфер: предмет искусства вернётся на рынок. И действительно, почему частный коллекционер может заниматься вложением «на чёрный день», а государство нет? Кроме того, приобретённые по этой программе произведения искусства не будут спрятаны «под замок», а будут выставлены в музеях, где россияне смогут предметно оценить, куда государство тратит деньги налогоплательщиков. Пока это предложение существует на уровне идеи, ликвидный потенциал которой вполне разумен, а потому есть смысл довести её до воплощения. Антикварный рынок удовлетворяет амбиции, поднимает статус, провоцирует хобби, вдохновляет моду, но ротация его замкнута: предложение формирует спрос, а спрос рождает предложение…

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS