Стенды XXXIV Российского антикварного салона представили 250 участников, которые, в свою очередь, выразили желание продать произведения европейских школ XVIII–XIX вв., отечественной живописи и графики, мебель, скульптуру, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства и ювелирные украшения. Это настоящий музей, где под каждым предметом стоит ценник, и посетитель получает представление что почём на отечественном рынке старого искусства.
Cпециальный проект нынешнего салона посвящён 400-летию Дома Романовых. Коллекционер Сергей Устинов представил выставку художественных меню 1870–1910 гг. «Обед в высочайшем присутствии», где перечисление кулинарных изысков русской парадной трапезы соперничает с эстетикой оформления. Этот специфический вид прикладной графики, первые образцы которого появились в России в конце 1830-х, отражает хронику исторических событий и праздников трёх последних царствований Дома Романовых на российском престоле. Образцами меню коронационных обедов явились те, что посвящены восхождению на трон императоров Александра III и Николая II. К этим маленьким шедеврам приложили руку известные художники своего времени – Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Альберт Бенуа, Василий Поленов, Николай Каразин. По традиции каждый русский парадный обед устраивался как пир на весь мир, и гости брали свой экземпляр меню на память о личном участии в историческом обеде – «и я там был, мёд-пиво пил». Поэтому уже в момент своего появления возле тарелок с яствами эти графические листы утилитарного свойства становились предметом коллекционирования.
И парадные обеды устраивались не только при дворе, они были частными, полковыми, свадебными, юбилейными, прощальными и встречными, именинными, пасхальными, дипломатическими, студенческими… Наряду с произведениями профессиональных художников А. Шарлеманя, Н.Самокиша, М. Зичи, Л. Лагорио, И. Петрова-Ропета, Э. Липгарта, И. Билибина, Б. Зворыкина, Е. Бём, С. Ягужинского, И. Нивинского в экспозицию также включены работы неизвестных полковых рисовальщиков, создавших не менее занимательные композиции меню.
Вторая выставка спецпроекта экспонирует коллекцию фотографий, сделанных знаменитым летописцем императорского двора фотографом Военного и Морского ведомств Императорской России Карлом Буллой. Этот материал периода 1900–1917 гг. открывает завесу над будничной жизнью грандиозного военного механизма, блеск и величие которому придавала Русская гвардия – элита российских вооружённых сил, бывшая ударной силой на полях сражений, покрывшая себя лаврами победителей и неувядаемой славой в сердцах своих современников и их потомков. Раритетная коллекция, состоящая из оригинальных снимков и собранная не за один десяток лет, оценивается в $200 тыс. и могла бы стать замечательным приобретением какого-либо государственного музея.
Тематические экспозиции на прошедшем салоне, как всегда, впечатляли разнообразием: «Западноевропейское искусство XIX века», «Две традиции. Православие и Католицизм» (полотна фламандцев XV–XVII веков сравниваются с образцами древнерусской живописи XVI–XIX вв.), «Санта-Мария» (частное собрание картин эпохи Ренессанса, объединённых темой Мадонны, Богоматери – «путеводной звездой» для всего классического искусства), книжная и журнальная графика известного русского художника-иллюстратора «Владимир Тамби. Графика 1920–1950 гг.» (рисунки выполнены на пропитанной особым раствором бумаге и предназначены для просмотра на просвет), «Плеяда художников Большого театра. 1910–1940-е гг.» – К. Коровин, А. Петрицкий, Г. Пожидаев, В. Рындин, И. Рабинович, Валентина Ходасевич (экспозиция приурочена к 130-летию со дня рождения театрального художника первой половины ХХ в. Фёдора Федоровского, чьё этапное произведение – эскиз к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин», за макет декораций которого художник получил Grand Prix на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 г.), «Слияние русских и европейских традиций в стиле модерн», «Французские индустриальные часы» (галерея «Депо часов» А. Никольского представила уникальные произведения XVIII века – каретные, настольные, карманные, каминные часы и гарнитуры. Эксклюзив – индустриальные часы, воплотившие новые технические достижения промышленной революции), «Художественное стекло школы Нанси (Франция) XIX–XX вв.» и многое другое.
В рамках салона состоялся круглый стол, на котором Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров совместно с Государственным институтом искусствознания Минкультуры РФ обсуждали вариативность направлений современного коллекционирования в России. Прозвучало резонное предложение включить в инструментарий экономической политики нашей страны новую модель «стабилизационной подушки». Если вместо покупки валюты и акций государство ежегодно будет вкладывать «свободные» деньги в предметы искусства, находящиеся на аукционном или антикварном рынке, то в сложной ситуации эта «подушка» сработает, как буфер: предмет искусства вернётся на рынок. И действительно, почему частный коллекционер может заниматься вложением «на чёрный день», а государство нет? Кроме того, приобретённые по этой программе произведения искусства не будут спрятаны «под замок», а будут выставлены в музеях, где россияне смогут предметно оценить, куда государство тратит деньги налогоплательщиков. Пока это предложение существует на уровне идеи, ликвидный потенциал которой вполне разумен, а потому есть смысл довести её до воплощения. Антикварный рынок удовлетворяет амбиции, поднимает статус, провоцирует хобби, вдохновляет моду, но ротация его замкнута: предложение формирует спрос, а спрос рождает предложение…