Ольга Давыдова. Увековеченный в бронзе. Пушкиниана скульптора Александра Опекушина. М.: МИК, 2016. 216 с.
За годы, прошедшие со дня смерти поэта, создана настоящая скульптурная пушкиниана. Это и бюсты, и статуэтки, и памятники, украшающие площади и парки более чем в сорока странах мира. Общее количество скульптурных изображений Пушкина точно не подсчитано. В одних источниках называется цифра 700, в других – 300. В книге «Памятники Пушкину» (1912) автор С.А. Педашенко описывает 20 памятников, а в 80-х годах прошлого века был издан каталог «311 памятников Пушкину» (Д.А. Гдалин и др.).
Монументы великому русскому поэту можно увидеть практически на всех континентах. Но наибольшее количество памятников, конечно же, находится на родине поэта – в России, а также в странах бывшего СССР. Среди создателей мемориальной пушкинианы такие признанные скульпторы, как Иван Шредер, Роберт Бах, Жозефина Полонская, Илья Гинцбург, Михаил Кутырин, Карл Берто, Вячеслав Клыков, Михаил Переяславец, Юрий Орехов, Георгий Франгулян, Григорий Потоцкий... Но всегда под номером один останется памятник А.С. Пушкину, открытый в 1880 году на Тверском бульваре в Москве, и автор этого монумента – уроженец земли Ярославской, академик из крепостных Александр Михайлович Опекушин (1838–1923).
Бронзовый Пушкин в центре российской столицы знаком каждому из нас и давно стал олицетворением как самого поэта, так и его творчества. Этот памятник послужил основой для создания многих других, в том числе и самому… Опекушину. Второй (Санкт-Петербург, 1884) и третий (Кишинёв, 1885) монументы Пушкину, а также открытый в 1913 году в подмосковном Остафьеве также принадлежат резцу Опекушина, и все они выполнены не без влияния своего «старшего брата», навечно прописавшегося на Пушкинской площади в Москве.
Основное внимание в книге как раз уделено истории создания этих памятников. Ольга Давыдова, кстати, автор ещё одной книги об этом скульпторе – «Лепил А. Опекушин», рассказывает, конечно же, и о других скульптурных и графических портретах А.С. Пушкина, выполненных академиком А.М. Опекушиным. Написана книга хорошим языком и будет интересна всем, кому не безразлична история отечественной культуры и искусства.
Осуществлено издание при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)».