Издательство « Editions des Syrtes » выпустило в свет замечательную монографию - «Русские судьбы в Париже», первую книгу о Русской консерватории имени Сергея Рахманинова, которая в нынешнем году отмечает свое столетие. Ее авторы – писатель Эрван Барийо и президент Российского музыкального общества Франции и директор Консерватории Арно Фрилле.
Увлекательная и трогательная 400-страничная летопись повествует о наших соотечественниках, которые посвятили свою жизнь Русской консерватории, - знаменитые композиторы, музыканты, танцовщики, певцы, педагоги, аристократы и простые смертные. Именно о них, в частности, замечательно сказал президент Жак Ширак, который в трудные моменты всегда приходил Консерватории на помощь: «Эти русские подарили Франции свои знания и таланты».
«Мы не в изгнании, мы в послании»
Францию и Россию, напоминают авторы, связывает тысячелетняя история, отправной точкой которой называют брак в 1051году короля Генриха I и Анны Ярославны, дочери князя Ярослава Мудрого.
В истории оставили яркий след многие музыкальные события – вспомним, хотя бы, триумфы в Париже «Русских сезонов» Сергея Дягилева и Федора Шаляпина, создание Русской консерватории, которая носит имя Сергея Рахманинова.
«Мы не в изгнании, мы в послании» - эта крылатая фраза родилась в недрах нашей диаспоры. Со дня своего основания Консерватория играет роль одного из главных культурных центров русского Парижа. Кто-то из эмигрантов полушутя – полусерьезно заметил: «Русских объединяет церковь, кладбище и Консерватория».
Здесь вели классы Сергей Прокофьев, Николай Черепнин, Сергей Ляпунов, Александр Гречанинов, Александр Глазунов, Федор Шаляпин, Сергей Лифарь и другие. Первым директором Консерватории стал князь Сергей Волконский, один видных деятелей русского зарубежья, который в Санкт-Петербурге руководил Императорскими театрами.
Немало памятных страниц «Русских судеб в Париже» посвящены писателям – в том числе и Борису Зайцеву, который на протяжении четверти века возглавлял Союз русских писателей и журналистов во Франции, читал в Консерватории свои новые произведения. На литературные вечера и концерты приходили Марина Цветаева и Иван Бунин. В Консерватории хранились работы художников – Ильи Репина, Александра Бенуа, Филиппа Малявина - к сожалению, большинство из них исчезли. Здесь встречали Новый год, отмечали масленицу, устраивали балы.
Из окон Консерватории открывался вид на набережную Сены, напоминавший известной балерина Нине Тихоновой, которую считают внебрачной дочкой Максима Горького, «меланхолические пейзажи Санкт-Петербурга».
- Русская консерватория, созданная великими музыкантами, - место историческое, уникальное, которое свидетельствует о творческой мощи нашей культуры, - отмечает знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет, который входит в состав ее художественного комитета. – И я горжусь тем, что участвую в этой деятельности.
Уроки русской Терпсихоры
- Часто вспоминают, что Франция приняла 400 тысяч русских, которым после революции пришлось покинуть свое Отечество, - рассказывает «ЛГ» Арно Фрилле. - Но нельзя забывать и о том, как много они дали Франции, их бесценный вклад в ее культуру. С Консерваторией связана вся моя жизнь. Сюда ребенком меня водила бабушка Нина, эмигрировавшая во Францию из Советской России. Мы с ней говорили только на русском. Мои дети учились здесь музыке.
- В стенах Консерватории царит русская музыкальная атмосфера, особый эмоциональный настрой, - продолжает Арно Фрилле. - Это место встреч русских, живущих во Франции, и французов, которые интересуются Россией. Сегодня у нас занимается около 400 учеников, с которыми работают 40 преподавателей - большинство русские, а также французы, белорусы, украинцы, сербы, казахи, японцы, армяне. Мы делаем общее дело, бережно храним русские музыкальные традиции и стоим в стороне от политики.
Многие хотят брать уроки у русской Терпсихоры. Половина учащихся занимается танцами – такая популярность, видимо, до сих пор подпитывается воспоминаниями о дягилевских сезонах. Дважды в неделю в Консерватории устраивают концерты, на которых выступают русские и французские артисты.
Реванш русской балалайки
В первые годы эмиграции балалайка постепенно растеряла свою былую популярность во Франции. К ней стали относиться как к инструменту сугубо фольклорному. В результате Общество балалаечников насчитывало в своих рядах всего 70 артистов. Тон задавали «благородные» инструменты – пианино, скрипка, виолончель.
Однако после войны французы снова открыли для себя «виртуозов балалайки». Ее возвращению на авансцену способствовал и легендарный фильм «Доктор Живаго», где она играет роль «первой скрипки». Восхищение у публики вызывал легендарный балалаечник, дирижер и композитор Карп Никитич Тер-Абрамов. Его портрет и поныне украшает Консерваторию, где он преподавал многие годы. (Согласно легенде, однажды его услышал великий князь Дмитрий Павлович. Пораженный талантом «русского армянина», он подарил ему свою балалайку. С подачи великого князя его подруга Коко Шанель устраивала парады мод под аккомпанемент балалайки Карпа Никитича). Он был убежден, что этот скромный трехструнный инструмент лучше всего выражает русский характер и вместе с гармонью и гуслями является одним из символов народного творчества. «Словом, в конце концов балалайка взяла реванш», - заключают авторы.
Так или иначе, Консерватория позиционирует себя как посол русской культуры, который уделяет большое внимание всем видам искусства – от музыки и балета до литературы и живописи. Недавно открылся литературный салон, который стал местом встреч с известными писателями, историками, политиками и политологами, которые интересуются Россией. Прежде всего, это французские академики Элен Каррер д’Анкос, Андрей Макин, Жан-Мари Руар, Доминик Фернандес, бывший глава МИД Юбер Ведрин, экономист и банкир Жак Аттали. На поэтических вечерах звучат стихи Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Есенина.
Ницца тоже русский город
Среди ближайших проектов Консерватории – создание международного фортепьянного конкурса Сергея Рахманинова, открытие Библиотеки его имени, в которой разместятся уникальные архивы - около 20 тысяч партитур, писем, рисунков, фотографий, афиш, автографов и других документов.
- Кроме того, мы собираемся учредить наш филиал в Ницце – подобный тому, что существовал там в годы Второй мировой войны, - продолжает директор Консерватории. - Ницца тоже русский город, может больше, чем Париж. У меня очень хорошие отношения с ее мэром Кристианом Эстрози, который любит Россию и русскую культуру. Предположительно, назовем его Институтом Рахманинова. Наряду с консерваторией, там будет выставочное пространство, конференц – зал и даже русский ресторан.
Тем временем, мэрия XVI округа Парижа в начале декабря отмечает выставкой юбилей Русской консерваторией, которую называет «культурным мостом между двумя странами». Ее вековая деятельность, подчеркивает журнал мэрии, обещает «светлое будущее» этой институции, которая продолжает верой и правдой служить музыке.
XVI округ занимает особе место в парижской истории русского зарубежья. Здесь жили Иван Бунин, Константин Бальмонт, Алексей Толстой, Владимир Набоков, Александр Куприн. Среди достопримечательностей - бюсты Александра Пушкина в Саду поэтов, Льва Толстого в сквере, носящем его имя, и Максимилиана Волошина. Опять-таки, в XVI округе третьего декабря у здания Консерватории откроют памятник Сергею Рахманинову - первый во Франции. Его автор – российско-грузинский скульптор Бесик Соломонашвили.
Русский перевод книги «Русские судьбы Парижа» выйдет в будущем году.
В ТЕМУ:
Во время инаугурации Русской консерватории в Париже 31 октября 1924 года Сергей Прокофьев и Сергей Ляпунов исполнили увертюру из оперы Глинки «Руслан и Людмилы». «В консерватории сорок учеников и сорок два преподавателя, - вспоминал Прокофьев. – Ляпунов для церемонии открытия переложил увертюру «Руслана и Людмилы» для двух роялей. Утром мы с ним срепетировали, а затем с нее начался акт: Ляпунов за первым роялем, я за вторым. Когда аплодировали, я пустил его вперед раскланиваться как автора. Старик сиял, точно он сочинил «Руслана и Людмилу».
Выбор знаменитой увертюры был не случаен: именно ее исполнили на открытии Московской консерватории в 1866 году молодой Чайковский и ее основатель, первый директор Николай Рубинштейн.
Юрий Коваленко, собкор «ЛГ», Париж