Духовное воспитание в Германии находится на грани кризиса
Статьёй протоиерея Михаила Ходанова «Без культа духа нас ждёт тупик эволюции» («ЛГ», № 1 от 16–22.01.08) и полемической репликой доктора философских наук Владимира Гончарова «Нам нужен культ разума» («ЛГ», № 2 от 23–29.01.08) мы начали разговор о том, необходимо ли включать Основы православной культуры в число обязательных предметов общеобразовательной школы. Ввиду того, что пока в нашем обществе не сформировалось единого мнения на этот счёт, мы решили обратиться к зарубежному опыту. В № 6 была опубликована статья собкора «ЛГ» в Париже Аркадия Ваксберга «Невежды поневоле». Сегодня собкор «ЛГ» в Берлине рассказывает о том, как решается проблема религиозного просвещения в Германии.
Церковь в Германии не столь резко отделена от государства, как во Франции или, скажем, в Америке. Однако она и не пользуется здесь такими значительными привилегиями, как в Англии или Швеции. Государство поддерживает с Церковью отношения при помощи многочисленных соглашений, регулируемых так называемым государственным церковным правом.
Урок религии – единственный предмет в немецких школах, который упоминается в Конституции Германии. 7-я статья гласит, что «всё образование и преподавание находится под контролем государства», а уроки религии являются «обязательными в школьной программе». Однако далее: «Посещение или непосещение ребёнком до 12 лет уроков религии регулируется мнением людей, занимающихся его воспитанием», то есть родителей. Упоминаются и церковные общины – а это может быть католическая, протестантская, еврейская, а с некоторых пор и мусульманская община, – которые могут содействовать в проведении этих уроков. Правда, лишь в том случае, если общины эти признаны так называемыми корпорациями общественного права.
С момента объединения Германии широко обсуждается вопрос о том, как донести до детей общечеловеческие ценности, не связывая этот процесс ни с одной религией. Так, ещё в 1995 году по решению Конституционного суда ФРГ из классов в католической Баварии были убраны распятия как «нарушающие свободу вероисповедания».
В разных федеральных землях свои особенности. В большинстве земель преподавание религии носит характер строго конфессиональный. Это может быть либо преподавание католицизма, как в большинстве школ на юге Германии, либо протестантского вероучения – на севере, либо общих основ религии. А в Гамбурге, например, вообще изучается такой предмет, как мультиконфессиональность.
В группе школьников, которые посещают религиозный предмет, должно быть не менее восьми человек. В отдельных случаях занятия по одному предмету, скажем по католицизму, могут посещать дети родителей, придерживающихся другого вероисповедания, например протестантского, если, конечно, против этого не возражает их община.
На практике общее изучение основ католического и евангелического вероучений приводит к разногласиям, и если евангелическая община не возражает против присутствия на своих уроках детей католиков, то католические общины считают, что католицизм должны изучать только те, кто собирается стать католиками. Несколько лет назад в федеральной земле Гессен обе церкви заключили соглашение о том, что совместное обучение будущих протестантов и католиков возможно лишь в исключительных случаях. Но зато там допускается создание расширенных одноконфессиональных классов за счёт учеников соседних школ.
Преподаватели религиозных предметов находятся на государственной службе, как и другие учителя. Но если в школе не набирается восьми учеников для изучения религиозного предмета, то церковная община имеет право направить в школу своего собственного преподавателя.
Теперь о самих преподавателях.
Их три вида: социальные, общинные и религиозные. Их профессиональная подготовка проводится как в светских, так и в конфессионально-ориентированных учебных заведениях. Социальные педагоги работают только с детьми либо с их семьями и оказывают помощь ребёнку в адаптации к жизненным реалиям. Религию в школах и общинах преподают их коллеги. Теология у всех видов учителей является обязательным предметом с разной, конечно, степенью углубления в предмет и специализацией – например, общинная теология, христианство и восточные религии, включая ислам, практическая теология в школе, теология в различных областях деятельности. В основе концепции как подготовки педагогов, так и преподавания лежит очень простая идея: научиться и научить по-христиански верить и жить.
«Как верить?» – учит теология.
«Как жить?» – учат дисциплины гуманитарного цикла: социология, психология, социальные науки.
«Как учить?» – учит педагогика.
Однако проблемы с уроками религии сегодня выходят на новый уровень.
Так, недавно Административный суд земли Берлин отклонил жалобу ученицы одной из столичных школ на новый обязательный предмет – этику.
С этого учебного года он был впервые введён для семиклассников в 335 школах города. Девушка хотела добиться права не посещать внеконфессиональные уроки этики, ссылаясь на свободу вероисповедания. Взамен она хотела бы ходить на Закон Божий. Но суд решил, что уроки этики не нарушают конституционных прав истицы. Государство – а в данном случае земля Берлин – имеет право преподавать школьникам принципы морали и религии, если при этом будет соблюдена нейтральность. Судебному разбирательству предшествовал долгий спор. Христианские церкви Берлина и партия Христианско-демократический союз (ХДС) активно выступали – и продолжают выступать – против обязательного посещения школьниками уроков этики.
«Моральным ценностям нужен Бог!», «Закон Божий или этика, должен решать я сам!» – такие плакаты можно было увидеть в вагонах берлинского метро.
Сенат (земельное правительство), состоящий из социал-демократов и представителей «левой партии» (здесь коалицию называют «красно-красной»), одобрил новый школьный закон. По новым правилам урок религии так и остался факультативом. Зато два учебных часа этики в неделю вошли в обязательную программу. Новый предмет, аргументируют сторонники, необходим для Берлина. Добровольно уроки религии посещали только 25% старшеклассников. Остальным вообще не преподавали никаких общих ценностей и норм. В мультикультурном городе, где живут, среди прочего, 200 тысяч мусульман, введение такого предмета давно назрело.
Критиков, однако, раздражает одинаковый подход ко всем системам ценностей, ко всем религиям. Его считают атеистическим. Он, может быть, помогает тем школьникам, у которых жизненная позиция не сложилась, но ущемляет других, у кого уже есть свои религиозные представления. Кроме того, введение нового предмета делает даже факультативное посещение уроков религии более сложным делом. Старшеклассники и так загружены. Два дополнительных учебных часа этики в неделю их загрузку ещё увеличат. Для добровольного урока религии останется место в лучшем случае где-то к обеду, под конец дня, когда усталым детям уже не до занятий.
Некоторые родители собрались бойкотировать этику и не пускать на эти занятия своих детей. Однако сенатор по делам образования Клаус Бёгер считает, что этика – самый обычный обязательный предмет, такой же, как немецкий, биология или спорт.
Как видим, каждая из сторон, как это часто бывает в религиозных спорах, говорит о своём и никто не хочет прислушаться к аргументам другого.
И проблема эта уже давно стала политической. Перед выборами в берлинскую палату депутатов, которые состоятся 17 сентября, католическая и евангелическая Церкви разослали анкеты всем 370 кандидатам в парламентарии. Четверть из них ответили на вопрос, как они относятся к предмету этики. Христианские демократы дружно выступили за свободу выбора между этикой и уроками религии. Неожиданной стала реакция некоторых социал-демократов и «зелёных». Из многих ответов ясно, что будущие депутаты вроде бы не против свободы выбора, но… партийная дисциплина обязывает.
Пока у власти в Берлине красно-красная коалиция, школьный закон явно не изменить. Можно только надеяться на победу христианско-демократической оппозиции на осенних выборах. Но – если верить опросам – социал-демократы в полтора раза популярнее, чем ХДС.
Итак, у католиков и евангелистов в Берлине свои проблемы, у православных – свои. Если католическая и евангелическая Церкви с каждым годом теряют прихожан, то количество тех, кто посещает православные храмы, наоборот, увеличивается за счёт приезжающих из СНГ мигрантов. Старых храмов уже не хватает. Так, уже разработаны планы сооружения в городе новой православной церкви. Однако до преподавания православных дисциплин (даже факультативно) в школах Берлина ещё далеко.
, собкор «ЛГ», БЕРЛИН