Сегодня проблема корпоративной этики остаётся не только актуальной, но и по-прежнему нерешённой. И чем дальше мы уходим от «социалистического» прошлого, в котором всё-таки был выработан свой особый «моральный кодекс строителя коммунизма», тем острее ощущается необходимость что-то с корпоративной этикой сделать. Ибо аморальность поведения крупных игроков в нашей экономике и как результат – недоверие к публично заявляемым компаниями целям носит повсеместный характер.
Этика – регламентация поведения человека в сложных ситуациях, согласование интересов различных страт, урегулирование конфликтов профессиональных интересов различных групп и лиц. Этические нормы поведения цехового сообщества, представленного сегодня фирмами, корпорациями, банками, консорциумами, государственными организациями, властными структурами и т.д., важны прежде всего для них самих, поскольку за ними – репутация. А как известно, хорошая репутация – это инвестиционная привлекательность, это прибыль, это выгодные партнёры.
Что же мы видим в нашей экономике? Рейдерские захваты, передел собственности, произвол на местах, обман потребителей, невыполнение обязательств давно уже стали у нас привычными понятиями. Как это сказывается на международном имидже наших компаний, как воспринимается иностранным бизнесом, думаю, говорить много не стоит. Да и наши сограждане к отечественным предпринимателям, судебной системе, торговой сфере, банковской среде относятся соответственно.
Недавно на международном форуме ко мне подошёл представитель канадской фирмы и попросил помочь ему получить разрешение у российского правительства на экспорт технологии для уничтожения отходов на нефтяных месторождениях. Все мои попытки объяснить ему, что наша экономика сегодня носит открытый характер, что любая фирма вольна работать на российском рынке, вызывали у канадца только усмешку. Он прекрасно знал, что без чиновничьей крыши у нас серьёзные дела не делаются.
Понятие административного ресурса у нас стало настолько общим местом, что многие западные предприниматели опасаются заключать сделку, пока не убедятся, что за ней стоит администрация района, области, города или округа. Слишком известны ситуации, когда иностранным компаниям приходилось уходить с российского рынка, причём со значительными потерями, только потому, что против них работал именно административный ресурс.
С потребителями наши бизнесмены вообще не церемонятся. Возник, например, новый способ выхода на экономическую авансцену – кратковременное привлечение потребителя, заманивание, игра на его интересах. Сразу же после реализации своих задач предприниматели попросту отворачиваются от потребителя. Одним из первопроходцев (не могу не удержаться от ассоциирующегося «первопроходимцев») тут выступила одна квазиоптовая компания, которая вначале завлекала своим ассортиментом, сочетавшимся с предельно низкими ценами. Не прошло и полгода, как фирма резко изменила своё отношение к покупателям. Теперь она работает только с представителями мелкого и среднего бизнеса, безапелляционно выбросив на улицу тех, на кого до этого, по её собственным уверениям, ориентировалась.
Об изменении «идеологии» недавно узнали и клиенты крупного банка. Им просто предложили «покинуть помещение» и обратиться к другим финансовым институтам. Услугами теперь могут пользоваться только корпоративная клиентура, частным лицам вход в банк закрыт.
В результате у рядового российского потребителя возникает недоверие не только к фирмам-однодневкам, но и к «солидным» организациям, больным «корпоративным чванством».
Существует и оборотная сторона этого процесса.
Именно объём потребительского спроса определяет темпы экономического роста страны. Это – непреложный закон экономики. Игнорирование этого фактора пока сходит государству с рук благодаря экспорту природных ресурсов. Но рано или поздно дилемма «потребитель–корпорация» встанет со всей остротой и, боюсь, окажется так же трудноразрешима, как реорганизация ЖКХ или реструктуризация экономики в целом.
Но вопросы этического характера не входят в повестку дня нашего чиновничества. Госаппарат оправдывает своё попустительство в отношении вновь появляющихся пирамид, кидал и мошенников всех мастей, отсутствием соответствующего законодательства. Люди приходят к убеждению, что ничего тут переменить нельзя. Что бизнес и мораль – вещи несовместные.