Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Это молодость, молодость!

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Будетлянский клич. Футуристическая книга. – М.: Фортуна ЭЛ, 2006. – 144 с.


Конструктор книги Эль Лисицкий. – М.: Фортуна ЭЛ, 2006. – 128 с.

Давайте договоримся. Вы не будете требовать от меня искусствоведческого анализа рецензируемых книг, а я не стану утяжелять текст разбором футуристической поэтики и очерком особенностей использования цвета в живописи супрематизма. Хотя и то и другое в альбомах, предложенных издательством «Фортуна ЭЛ», присутствует.
Однако главное в представленных сборниках иное. Это – всесокрушающий дух молодости и победная песнь революции. Не столько даже социальной, сколько эстетической.
Кому предназначены книги? Специалистам? Вряд ли. Дилетантам-любителям? Пожалуй, отчасти. Но более всего – тем, кто не забыл свою молодость.
Каждый консерватор носит в себе юношескую революционность. И консерватизм обычно тем ярче, чем брутальнее был ювенильный анархизм. Это естественно, а потому при знакомстве с книжной продукцией футуристов и конструктивистов не следует ханжески впадать в критику «измов», изжитых читателем на личностном уровне. Как не стоит, впрочем, пытаться вернуть бурлящую молодость. Просто вспомнить себя, если немолод, и... искренне порадоваться, если экстремизм сопутствует соразмерному возрасту.
И «Будетлянский клич», и «Конструктор книги Эль Лисицкий» – не столько часть истории русского искусства, сколько доказательство того, что эпохи рождаются, стареют и умирают, подобно живому организму. Что говорят они с нами не только сухим слогом статистических отчётов, но и горячечным румянцем «сплошной лихорадки буден». Что их рождение возвещает крик, и беда, если крик отсутствует.
«Внутриутробному состоянию» тела футуризма в данной модели легко поставить в соответствие «Будетлянский клич». Альбом воспроизводит факсимильно пять книг, созданных и изданных до Октября. Это – «Нагой среди одетых» Каменского и Кравцова, «Я» Владимира Маяковского, «Изборник стихов» Хлебникова, «Заумная гнига» Кручёных и Алягрова (псевдоним Романа Якобсона) и «Взорваль» Александра Кручёных. Буквальное воспроизведение этих памятников дизайнерского искусства возвращает нас к пониманию книги-как-события. Вещи, которую приятно взять в руки, которая ещё до прочтения посылает нам внятный сигнал.
Эстетикой тотального воздействия можно было бы назвать метод, согласно которому конструировалась футуристическая книга. Не только «железобетонные поэмы» Василия Каменского графичны больше, чем «пропозиционально значимы» – любой пример набора футуристического текста то отлит в чеканные формы штамповки, то растекается «эгоцентрической» вязью рукописи. Рукописи, не унифицированной устоявшимися нормами каллиграфии. Напротив – ловящей в сиюминутности почерка моментальное психическое состояние адресанта поэтического послания.
Да, здесь следует искать истоки того, что на всём протяжении ХХ века будет называться «конкретной поэзией» (ср. concret – «бетон», англ.). Но здесь же мы заметим и то, что взорвёт изобразительный ряд академизма полиморфизмом тысяч пробуждающихся эго. Филонов и Чекрыгин, Розанова и Каменский, Кульбин и Малевич – вот имена иллюстраторов, сотворцов футуристической книги, без которых немыслима картина современности. Они – художники и поэты одной «артели» – как раньше – провоцируют отторжение. Но и – соблазняют творчеством.
После «Будетлянского клича» невозможно оправдать пассивность уже нашего современника. Ведь все «инкунабулы» (простите за расширение значения последнего термина) футуристов малотиражны. Каждая – продукт печатной графики в узком смысле. И лишь затем – текст-для-чтения.
Молодые поэты русского авангарда говорят нам, каждому из: «Не сиди в офисе! Действуй!» Или – совсем по Маяковскому: «Будущее не придёт само, если не примешь мер». Эпоха отвечает лишь тому, кто осмеливается обратиться к ней «во весь голос». И вовсе даже не «актуальными» средствами существующего парка технологий. Зачастую напротив – так, футуристы обратились к едва не допечатной книжной традиции, обнаружив в ней то, что оказалось удивительно созвучным времени. И той фазе развития, в которой пребывало искусство Будущего.
Но всё же «Будетлянский клич» – ещё почти что хаос. Его авторы, скорее, познают мир, нежели делают выводы и предлагают решения. Оно – решение – придёт позже. И выразится в таком мощном движении русской жизни, как конструктивизм.
Лазарь Маркович Лисицкий (известный миру как Эль Лисицкий) – ещё одно имя в списке тех, кто взрослел вместе с историей, придавая ей черты резкости и определённости, уничтожая полутона мудрости, свойственной завершившей предыдущий «эон» зрелости.
В альбоме Лисицкого мы видим художника-иллюстратора и книжного дизайнера, архитектора и теоретика искусства. Он – в манифестирующих текстах, в факсимиле оформленных им книг. В плакате и «бумажной архитектуре». Он из 20 – 40-х протянул руку туда, где её пожмёт «электрическая рука» музыкального авангарда Kraftwerk (альбом The Man-machine, 1978, посвящён Лисицкому). Он – как любой революционер – вспыхивает современником для каждого, кто имеет смелость Жить.
Футуристы и конструктивисты вовсе не обгоняли время. Подгоняли – да, но это свойственно юности. Было бы странно в молодой Стране Советов культивировать «эстетическое воздержание». Это придёт позже. А две рассматриваемые книги отражают «перинатальный период» развития СССР.
Очень, между прочим, правильно протекающий период с точки зрения формирования здорового организма.
Менеджерам читать возбраняется.

Евгений МАЛИКОВ

Контактные телефоны для заинтересованных лиц – представителей книгоиздательств и книжной торговли: 8-499-788-05-75, 8-499-788-02-03

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS