Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2024 г.
Культура

«Это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются!»

Русские амазонки в авангарде парижского модерна

29 января 2024

Выставка – блокбастер «Париж, эпоха модерна. 1900 - 1925» проходит при переполненных залах в музейном дворце Пети пале. Это третья часть арт-летописи после экспозиций «Романтический Париж.1815-1858» и «Париж 1900. Город – спектакль». О тех не столь далеких временах рассказывают здесь около четырехсот экспонатов - не только картины и скульптуры, но и архитектура, кинематограф, балет, мода, фотографии и чудеса техники – в залах Пети пале разместили тогдашние новинки – аэроплан и автомобиль.

В начале минувшего века город на Сене притягивал как живописцев и скульпторов, так и писателей, поэтов, композиторов, музыкантов, кинематографистов, хореографов, дизайнеров и кутюрье. В результате Париж не без основания претендовал на роль столицы европейского искусства, а Хемингуэй, как известно, назвал его «праздником, который всегда с тобой». Праздновал здесь триумф Русских сезонов великий выдумщик Сергей Дягилев.

Впечатляет участие наших соотечественников, вписавших немало славных страниц в историю эпохи модерна, когда Париж горделиво величал себя «городом – светочем». Поражает щедрое обилие талантов – уроженцев Российской империи, которые в силу разных причин оказались во Франции.

«Стряхивала с себя западную пыль»

Экспозиция в Пети пале стартует с картин Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Марии Васильевой и Маревны, Пабло Пикассо и Марка Шагала. Главная амазонка отечественного авангарда Гончарова задавала тон в постоянном поиске, пробовала себя в разных направлениях. «Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному «яду», - констатировал поэт-футурист Бенедикт Лившиц.

В течение полутора десятилетий – до самой кончины Сергея Дягилева в 1929 году – творчество Гончаровой во многом было связно с Русскими сезонами. Ее первой работой для них стали декорации для оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».

В Париже Гончарова, по ее словам, «стряхивала с себя западную пыль и шла к Востоку». И не случайно посвященную ей в 2023 году выставку в Третьяковке назвали «Между Востоком и Западом».

Наталья, рассказывал мне их друг, французский журналист Фредерик Потшер, испытывала страсть ко всему русскому. Ларионов был похожим на доброго и нежного медведя. Прожив в Париже много лет, он освоил всего полсотни французских фраз, которыми вполне обходился. Они скончались в Париже, но значительная часть их работ по их завещанию вернулась на историческую родину в 80-е годы.

Особый блеск парижской эпопее модерна придавали именно Русские сезоны. Они начались с выставки художников в 1906 году, за которыми последовала череда оперных спектаклей, симфонических концертов и, наконец, балетных премьер.

Событием явилось открытие в 1913 года Театра Елисейских полей, на сцене которого шли наши балеты, начиная с «Весны священной» Игоря Стравинского. Оглушительный скандал на премьере сопровождался свистом и потасовками в зале, которые устроили экзальтированные зрители, возмущенные невиданными новациями в музыке и в постановке. Сам Дягилев ликовал: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются!»

Повествование о Русских сезонах в Пети пале идет под аккомпанемент музыки Стравинского. В его экспозиции замечательные портреты самого композитора и примы - балерины Тамары Карсавиной, написанные художником Жан-Эмилем Бланшем, костюмы Николая Рериха к «Весне священной». Дягилевская антреприза, отмечали критики, способствовали балетному ренессансу во Франции и, по сути, создала новый балет, основанный на синтезе танца, музыки и живописи. Сам Дягилев, по его словам, « хотел изобразить современную Россию, которая живет, дышит, имеет современную физиономию».

«Парадом» командует Пикассо

Здесь же поражают декорации и костюмы Пабло Пикассо к другому дягилевскому перформансу, шокировавшему Париж, - балету «Парад», во время которого буржуазная публика опять-таки едва не разгромила парижский Театр Шатле. Расцвет таланта Пикассо совпал с Русскими сезонами, и именно балет, по мнению искусствоведов, служил ему главным источником вдохновения.

Балетный дебют в «Параде» примечателен еще и тем, что на его репетициях Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, с которой вскоре обвенчался в русском Соборе Александра Невского в Париже. В Пети пале Ольга представлена лучшим своим портретом кисти Пикассо, выполненным в неоклассической манере. «Учти, что я хочу быть на себя похожа», - предупредила она мужа, который в те годы исповедовал кубизм.

В Пети пале вспоминают и павильон Советского Союза на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в Париже. Ему присудили Гран-при за «воплощение образа пролетарского искусства новой России». Архитектурный шедевр создал молодой гений Константин Мельников, который вскоре завоевал мировую известность.

Мария Ивановна – «красная Мата Хари»

Едва ли известна французам художница Мария Ивановна Васильева (1884-1957), судьба которой не менее удивительна, чем ее творчество. Появившаяся на свет в Смоленске, она училась в Петербурге и в 21 год приехала в Париж благодаря стипендии вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Брала уроки у самого Матисса и быстро стала заметной фигурой интернациональной богемы. Ее называли «доброй феей Монпарнаса» - в годы Первой мировой войны она открыла в Париже благотворительную столовую для бедных художников, а потом и Академию искусства (ныне Вилла Васильевой).

Если верить легенде, Ленин и Троцкий заходили в столовую, которую парижская полиция считала «рассадником революционных идей», а саму Марию Ивановну – «красной Мата Хари». Однажды ее посадили в тюрьму, но вскоре выпустили – у «доброй феи» нашлись высокие покровители.

В Первую мировую отважная смолянка трудилась добровольцем - санитаркой во французском Красном кресте. Кураторы экспозиции разыскали ее медицинское удостоверение, которое показывают в витрине одного из залов. Бурная богемная жизнь не мешала творчеству. Васильева демонстрировала свои труды не только в Париже, но и в Лондоне, Нью-Йорке и Москве.

Наконец, она успела родить дочку знаменитому мексиканскому художнику-коммунисту Диего Ривере.

Свои последние дни Мария Ивановна доживала в старческом доме для художников в парижском предместье Ножан-сюр-Марн. На долгое время ее забыли в России. К счастью, теперь ее картины возвращаются на родину и стремительно растут в цене. На недавних торгах «Кристис» ее полотно продали за четверть миллиона евро.

Парижская одесситка Соня

Амазонки искали себя в новейших течениях – футуризме, абстракционизме, кубизме, сюрреализме, дадаизме или совсем экзотическом «орфизме», построенном на абстрактных цветовых контрастах, которые придавали изображению ощущение движения. Вместе со своим мужем Робером Делоне его изобрела в Париже бывшая одесситка Соня Терк-Делоне (1885-1979)

- К сожалению, Терк-Делоне, которую я считаю крестной матерью абстракции, в России пока знают плохо, - рассказывала мне ее биограф Софи Шово. – Она жила во Франции, когда страну захлестнула волна русомании. Из России приезжали творцы, которые совершили революцию в театре, музыке и балете. Покоренные Дягилевым, французы увлеклись всем русским — от центрально-азиатских степей до великолепия Санкт-Петербурга.

В Париже Соня Делоне принимала у себя Маяковского, которого знала еще по России, общалась с Дягилевым и его ближайшим окружением — Стравинским, Мясиным, Нижинским. Для дягилевской «Клеопатры» Соня изобретала костюмы, а ее муж писал декорации. В «Клеопатре» звучала русская музыка — Глинка, Мусоргский, Глазунов, Римский-Корсаков, Аренский.

Среди прекрасного пола наибольшего коммерческого успеха добилась, несомненно, Тамара де Лемпицка, урожденная Мария Борисовна Гурвич-Гурская. Дочь видного российского адвоката, она родилась в Варшаве, училась в Петербургской академии художеств, а затем перебралась в Париж.

Мария – Тамара громко заявила о себе в 27 лет на той же Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, на которой прославился Константин Мельников. Она поразила публику своей эротизированной обнаженной натурой. Де Лемпицка писала экспрессивных, чувственных, томных дев - порой с лесбийскими мотивами. Отмечу, что в Пети пале именно ее пикантное полотно «Две подруги» пользуется наибольшим вниманием у зрителей.

Среди самых именитых коллекционеров Тамары де Лемпицка – певицы Мадонна и Барбара Стрейзанд, актер Джон Николсон. Сегодня она входит в обойму самых дорогих в мире живописцев. Она пополнила их ряды три года назад, когда ее портрет звезды парижского кабаре Марджори Ферри ушел с молотка на аукционе «Кристис» за $21 млн.

Выставка «Париж, эпоха модерна. 1900 - 1925» продлится до середины апреля нынешнего года. Ну а Русские сезоны и их амазонки навсегда останутся в истории мирового искусства.

Юрий Коваленко, собкор ЛГ, Париж

Тэги: Выставка Картины
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простые истины

    29.03.2025
  • «Надька – казак» вступает в гвардию русских амазонок

    05.12.2024
  • Вход – свободный!

    28.08.2024
  • Стиль свободной руки

    19.07.2024
  • Новый отечественный экспрессионизм

    11.07.2024
  • Горбушка хлеба

    51 голосов
  • «Когда ты будешь человек»

    37 голосов
  • Мертвый художник – лучший друг потаскух

    33 голосов
  • Мастер

    30 голосов
  • Спасительное недовольство собой

    28 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS