Николаус Вахсман. История нацистских концлагерей. Пер. с анг. А.А. Уткина. М.: Центрполиграф, 2017. 783 с., 2000 экз.
Когда в конце апреля 1945-го союзники приблизились к Мюнхену, солдаты увидели нечто ужасающее. Стоящий на рельсах товарный состав был заполнен изувеченными, окровавленными трупами. Не меньше двух тысяч – мужчины, женщины и даже дети – среди соломы, тряпья и экскрементов. Войдя в концлагерь Дахау, солдаты обнаружили 32 тысячи ещё живых узников, граждан 30 европейских стран. Одни, шатаясь, брели навстречу своим избавителям, другие, не в силах подняться, так и лежали в переполненных, грязных и зловонных бараках. А между бараками, в канавах, у крематория, – сложенные, будто брёвна, скелеты в арестантских робах.
Ещё один страшный расстрельный конвейер был устроен в концлагере Заксенхаузен. Только с сентября по конец октября 1941 года эсэсовцы казнили здесь 9 тысяч советских военнопленных. Расстреливали, а затем сжигали в крематории по 25 трупов в час.
После принятия «окончательного решения еврейского вопроса» и начала ведения массированных боевых действий на Восточном фронте нацистская верхушка пришла к выводу, что расстрелы или повешение малоэффективны – долго и дорого. К тому же приходилось принимать во внимание и психологическое влияние на тех, кто приставлял дуло к виску безоружного, убивая по сотне в день. Были случаи и неповиновения, и сумасшествия. Самым эффективным способом уничтожения был признан газ. Палачи лишь загоняли обречённых в камеры. Убирали и сжигали трупы заключённые из зондеркоманд.
С 1933 по 1945 год через концентрационные лагеря СС прошли примерно 2,3 миллиона мужчин, женщин и детей. Большинство из них (свыше 1,7 миллиона) погибли. Почти миллион евреев умертвили в одном только Освенциме, концлагере, которому нацисты отвели главную роль в систематическом истреблении евреев Европы, процессе, позже получившем название холокост.
Автор книги, профессор Бирбек-колледжа Лондонского университета Николаус Вахсман подробно рассказывает, как и когда зарождались концентрационные лагеря и как они эволюционировали – от лагерей для политических противников в тридцатые до массовых фабрик смерти в сороковые. Основываясь на подлинных документальных материалах о лагерях Дахау, Освенцим, Заксенхаузен, Бухенвальд и других, Вахсман скрупулёзно исследовал экономику, цели, принципы и структуру этой человеконенавистнической машины.
История концлагерей, завершает своё исследование Вахсман, это история «бесчеловечных мутаций совести, сделавших радикальное насилие, пытки и убийства нормой». И мир не имеет права её забывать.
Ксения Зуева