Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

Это получилось случайно

Шемшученко Владимир Шемшученко Владимир — 01 января 2007

ПИСАТЕЛЬ У ДИКТОФОНА
Художник – человек, не очень говорящий и не очень пишущий

«ЛГ»-ДОСЬЕ:
Кочергин Эдуард Степанович – писатель, советский и российский театральный художник, академик АХ СССР, народный художник РСФСР, главный художник БДТ им. Г.А. Товстоногова, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, лауреат книжной премии «Национальный бестселлер», лауреат премии им. Сергея Довлатова «За достижения в современной отечественной прозе».

– Эдуард Степанович, примите, во-первых, наши поздравления с 75-летием, а во-вторых, позвольте задать, может быть, не совсем корректный вопрос: «Взгляд рисовальщика» в столь почтенном возрасте столь же остёр как в юности?
– Естественно, всё течёт, всё меняется. Меняется время, мир, вы, я… Никто не видит мир таким, каким он видел его, скажем, десять лет назад. Такого быть не может. А если предположить, что подобное возможно, – нельзя не прийти от такого допущения в расстройство – это была бы сплошная тоска. И конечно же, в разное время у человека разная энергетика. Он растрачивает энергию молодости, но взамен приобретает жизненный опыт и некую житейскую, если угодно, мудрость.

– Не эта ли житейская мудрость вложила в ваши пальцы перо и заставила запечатлеть на бумаге воспоминания детства и юности?
– Всё несколько иначе. У меня никогда не было свободного времени. Я всегда был занят своей рисовальной театральной работой, которая поглощала меня без остатка. Моё «писательство» можно отнести к разряду случайностей. Я рассказывал разные истории в разных компаниях, и люди говорили, что всё это нужно записывать, поскольку им казались интересными мои свидетельства о времени и о себе.
Сначала появились магнитофонные записи моих устных рассказов, а потом два моих рассказа, записанных на такой же «матюгальник», как у вас, были опубликованы. И всё это произошло с лёгкой руки главного редактора Санкт-Петербургского театрального журнала Марины Дмитриевской.

– А когда вы стали писать сами?
– Я попал в больницу, стал записывать, и пришло понимание того, что нужно писать самому. Я прошёл в жизни через толщу людей, языковых слоёв, географических названий – и всё это хотелось передать от первого лица. Но одно дело – наговаривать, и совсем другое дело – написать.
Так в журнале появилась рубрика «Рассказы бродячей собаки», в которой были опубликованы 20 моих рассказов. Они и стали основой моей первой книжки «Ангелова кукла». Это книга о выживании человека, попавшего в экстремальные обстоятельства в экстремальных условиях жизни и истории страны. 1947–1949‑е годы, сталинские годы – голодуха жуткая, а я – совсем мальчишка.
Это было время, когда всё перемешалось. Это была страна, в которой не было никакого понятия о каких-то формациях, классах, всё было едино. На железнодорожных станциях было всё и все вместе: кто угодно и какие угодно…
И выжил-то я в те годы благодаря ремеслу. Я не был силён, не был зверем по-человечески, но Господь наградил меня хорошей зрительной памятью и ремеслухой. Я в свои 7 лет мог нарисовать хорошие игральные карты, которые тогда были в дефиците, а к 8 годам выучился из проволоки выгибать профили Сталина и Ленина. Это тогда было модно. И опять же Сталин – это был вождь.
В дороге я познакомился со слепым инвалидом. Он ходил по вагонам и пел песни о Сталине, а я профили делал. Так мы с ним зарабатывали на Иосифе Виссарионовиче еду.
Я описал всё это в рассказе «Проволочные вожди». Благо память рисовальщика сохранила всё до мельчайших деталей. Мне осталось лишь перенести эти воспоминания на бумагу. Хотя, повторюсь, писателем себя не считаю.

– Значит, вы писатель поневоле?
– У меня не было никакого желания становиться писателем. Я был занят своей основной художественной работой, её было навалом. У меня всё получалось, причём в это время на меня уже хорошо работало моё имя.

– И тем не менее ваше, если угодно, писательское любительство в 2010 году было отмечено премией «Национальный бестселлер» за книгу «Крещённые крестами», а в 2011 году ещё и литературной премией имени Сергея Довлатова. Вашими соперниками и соискателями премии «Нацбест» были Р. Сенчин, А. Аствацатуров, В. Авченко, П. Крусанов и О. Лукошин – отнюдь не новички в литературе. Каково было в этом ряду чувствовать себя победителем?
– До сих пор не знаю, кто меня выдвигал на эти премии. Человек я от этой всей кухни весьма и весьма далёкий. Я – художник.
Присуждение литературных премий для меня до сих пор некая неожиданность. Чувствую себя в качестве лауреата довольно неловко; мне кажется, я у кого-то что-то украл, а точнее, своровал эти премии у представителей другого, литературного, цеха и утащил в свой художественный цех. И со временем чувство неловкости только усиливается.

– Как появилось название книги «Крещённые крестами»?
– Мало кто знает старинное выражение сидельцев знаменитой русской тюрьмы «Кресты», некогда бывшее паролем воров в законе, в соседи к которым в сталинские времена сажали политических.
Когда-то это был пароль, и я воспользовался этим забытым паролем. «Крещёнными» были не только уголовники, но были также и политические, крещённые в «Крестах». Мой отец тоже был крещённым «Крестами».

– Велика дистанция между живописцем и художником слова?
– По большому счёту законы и категории у художников, композиторов и писателей одни и те же. Чувство красоты, вкус стоят во главе угла. Безвкусицы в искусстве, к сожалению, тоже предостаточно.

– Ваши рассказы напечатаны всего лишь в двух «толстых» журналах. Почему вы отдаёте предпочтение журналам «Знамя» и «Звезда»?
– Это тоже можно отнести к разряду случайностей. Первый опубликованный рассказ «Капитан», к моему удивлению, получил хорошие отзывы. А в остальном, если можно так сказать, «виновата» известный критик Наталья Иванова. Она прочла какие-то мои публикации в «Театральном журнале» и предложила мне напечататься в журнале «Знамя». А потом пошло-поехало. Вот и вся история.

– Известный критик Виктор Топоров сказал о книге «Крещённые крестами», что это трогательные, сильные, достойно написанные мемуары. А о настоящем времени вы что-то пишете?
– Я служу в театре. Люди театра хотят, чтобы написал и о них, и о театре. Мне буквально не дают прохода. И, что делать, – приходится писать о театре. В сентябрьском номере журнала «Знамя» опубликован – не знаю, к какому жанру можно это отнести: то ли эссе, то ли рассказ, – «Медный Гога» о Товстоногове.

– Вы работали со многими великими театральными режиссёрами. Была ли у них некая общая характерная черта характера?
– Кроме профессии – ничего. Они были совершенно разными людьми. Если бы они были одинаковыми, то это была бы сплошная тоска-треска. Чем люди более разнятся, тем интересней мне – художнику с ними работать. Художник – профессия в театре вторичная. Спектакль ставит режиссёр.

– Когда вам лучше работалось – в прошлом веке или в нынешнем?
– Характер моей художественной работы не зависит от века и политического строя. Театр живёт по своим законам. А авангардные веяния, о которых сейчас много говорят и пишут, в театре были во все времена. Мы в советское время делали в театре такое, что нынешним новаторам даже не снилось. Для нас подобного быть не могло: изменился строй – изменились мы. Я нисколько не изменился. Я просто делаю то, что мне присуще, и то, что нужно времени. Это профессия такая. Если я не буду делать то, что требует время, – я буду никому не нужен и останусь без хлеба.

– Когда мы увидим вашу новую книгу о театре?
– Даже не знаю. Я пишу эту книгу в перерывах между основной работой, если можно так сказать, – «на коленке». Но надеюсь, что она всё-таки состоится.

Беседу вёл
Владимир ШЕМШУЧЕНКО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ



Три обязательных вопроса:

– В начале XX века критики наперебой говорили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?
– Вряд ли что-то могу по этому поводу сказать. Я – не писатель. Мне многие книги, и наши современные, и зарубежные, нравятся, но вот так, с испугу, кому-либо отдать предпочтение… И уж тем более говорить о том, что писатель измельчал, остерегусь. Без меня высказыватели найдутся.

– Почему писатели перестали быть властителями дум? Можете ли вы представить ситуацию «литература без читателя» и будете ли продолжать писать, если это станет явью?
– «Властители дум», «инженеры человеческих душ»… Это всё пустое. Все эти слова, лозунги к искусству никакого отношения не имеют. Это не что иное, как политика, которая сейчас на фиг никому не нужна. И вспоминать об этом сейчас даже не стоит. Всё это когда-то придумали люди нерукопожатные.

– На какой вопрос вы бы хотели ответить, но я его не задал?
– Вы не спросили, кто издаёт мои книги. Мои книги издаёт петербургское книжное издательство «Вита Нова». Оно возвращает нам прежнюю культуру книгоиздания. Это, если угодно, – его миссия, и издательство эту миссию выполняют. Это важно.
И самое главное: нужно всеми возможными способами и методами сохранять нашу культуру. Это должны делать и вы, и я, и издательство, и государство… Без культуры страна киснет и вянет.
Вообще-то культура – источник моего заработка, я ей занимаюсь профессионально. И если я, мои ученики, коллеги будем делать в нашем деле достойные вещи, то этот уровень будет достаточно высокий. И я не останусь без работы. Если будет иначе, то я буду вынужден либо уйти из профессии, либо опуститься и делать всякую фигню и безвкусицу, которую потребляют нынешние гостинодворцы. Гостинодворцы – это определённый человечий тип, всплывший сегодня на поверхность, завладевший деньгами и навязывающий всем свои низкие вкусы. И это не проблема дня сегодняшнего. Так было всегда.

Владимир Шемшученко

Шемшученко Владимир Иванович, родился в 1956 г....
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Пригласительный билет

27.09.2023

Боль в утешение

27.09.2023

Последней молитвы слова

27.09.2023

Зверята на карантине

27.09.2023

Утрата

27.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты