Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Это «странное чувство» Родины

01 января 2007

ПАМЯТЬ

Мы входим в зал. Сияющие люстры
От напряженья, кажется, дрожат!
Звенит хрусталь и действует на чувства,
Мы входим в зал без всякого искусства,
А здесь искусством, видно, дорожат.

Эти строки Николая Рубцова вспомнились мне перед началом концерта, посвящённого 75-летнему юбилею поэта. Концертный зал «Россия», который, если кто не знает, сейчас временно «переехал» во Дворец спорта «Лужники», тоже сиял люстрами, и как-то не верилось, что в помпезной обстановке «тихие», проникновенные стихи Рубцова окажутся к месту, прозвучат естественно.

Сбылись ли мои опасения? И да, и нет. Организатор действа, композитор Александр Морозов, песни которого на стихи поэта звучали на концерте, пошёл на довольно рисковый по нашим временам шаг – попытался протянуть «времён связующую нить». Помимо заслуженных исполнителей старшего поколения на сцене прошумела и молодая огламурненная поросль. Как и можно было предположить изначально, именно «заслуженные», в общем-то, ровесники Рубцова справились с задачей наиболее достойно. Видимо, всё-таки во времена их молодости было принято задумываться, что поёшь. И Иосиф Кобзон, и Лев Лещенко, и Ренат Ибрагимов, и Людмила Сенчина – все представители «старой гвардии» пели объёмно, личностно, не искажая при этом сути очень интимной в лучшем смысле этого слова поэзии Рубцова.

Хор Вологодской областной филармонии и, само собой, хор имени Пятницкого также оказались на высоте.

А вот что же сказать о той клонированно-улыбчивой молодёжи из групп «Юнайтед», «Кватро», «Нью-самоцветы» и иже с ними?! Первая реакция, конечно: найти кого-нибудь, кто запретил бы им петь Рубцова под страхом отлучения от шоу-бизнеса. Однако не хочется быть столь однозначным в своей оценке. Как призналась исполнившая «Ветер всхлипывал, словно дитя» солистка «Нью-самоцветы», разучивая песню, они ощутили «странное чувство». Да, судя по всему, ей, привыкшей к «клубной» атмосфере, трудно и странно представить себя на месте людей, которые не могут «расстаться шутя» и целуются у поленницы дров, где «дыхание близкой зимы всё слышней с ледяного болота».

Однако ведь и Рубцов в начале своего творческого пути пытался быть «посовременнее», заигрывать с «формой» в духе своего времени. «Ты заплатил в своём начале дань набегу разрушительных глаголов» – это и о нём сказано. Да, пожалуй, трудно найти сегодня русского человека младше тридцати, который с детства проникся родным, исконным. Нам в юности теперь, как правило, ближе западно-блёсткое или восточно-экзотичное. Поэтому хочется оставить шанс молодым исполнителям, что, испытав однажды «странное чувство» от соприкосновения с поэзией Рубцова, они и дальше пойдут по пути приближения к настоящей России.

Единственная исполнительница, которую нет никакого желания оправдывать, – Надежда Бабкина. «И на родине, полный покоя, широко разгорается свет» – эти мерцающие внутренней благоговейной тишиной стихи были громогласно и безвкусно спеты вперемешку с кривляниями, выдаваемыми за пляски.

Во время концерта Александр Морозов упомянул о фестивале «Рубцовская осень», на который вот уже 10 лет съезжаются исполнители песен на стихи Рубцова со всей страны. Таковых сегодня уже сотни, а может быть, и тысячи.

Вообще популярность Рубцова – это нечто из разряда русского чуда. Малоизвестный при жизни поэт, успевший за отпущенные тридцать пять лет жизни написать не так много стихов, вопреки всем законам волчьего рынка не только не забыт, но и становится неким символом той самой России, которую «не поймёт и не заметит гордый взгляд иноплемённый». О том, что Рубцов – фигура, с которой вынуждены считаться даже сильные мира сего, говорило и присутствие на концерте в «России» министра культуры Александра Авдеева, заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой, губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва.

Когда-то принято было с сожалением говорить о том, что зачастую мы начинаем ценить выдающихся деятелей культуры только после их смерти. Сегодня лично я радуюсь, что мы ещё не до конца разучились воздавать должное тем из ушедших, кто этого заслуживает.

Алексей ПОЛУБОТА

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Это «странное чувство» Родины

Эти строки Николая Рубцова вспомнились мне перед началом концерта, посвящённого 75-летнему юбилею поэта.

2011-02-02 / Алексей ПОЛУБОТА
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Алексей Полубота

Родился в 1975 г. в Мурманске.  Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS