Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Этот поезд стремился на Запад

01 января 2007

ИНТЕРТЕКСТ

Первые рассказы Олега Павлова были опубликованы в 1990 году. В 1994 году он напечатал в журнале «Новый мир» роман «Казённая сказка», с этого времени имя писателя получает известность. Выступал как публицист и литературный критик на страницах ведущих отечественных изданий. Сегодня Олег Павлов отвечает на вопросы «ЛГ».

– Олег, что-то давно о тебе ничего не слышно. Ты вроде бы и из Москвы уехал. Почему?

– Я живу в Правде. Это посёлок под Москвой. Ну если точнее: Московская область, Пушкинский район, посёлок Правдинский… Тут прошло моё детство, у бабушки. От Ярославского вокзала час электричкой. Квартира, панельный дом. Только на самом краю, последний. Дальше ничего не построили. Остановилось, замерло время, хотя сейчас где-то здесь же, в Правде, лихо что-то возводят для себя люди новые, богатые. Но это от нас далеко – и хорошо, что далеко… Бабка была главным инженером сельхозинститута, а здесь была опытная станция. Работать заманивали в Подмосковье природой. И что осталось, так осталось: воздух, тишина… Вышел из подъезда – и ты уже в лесу. Я не любил Правду. Не любил своё детство. Семьи не было – или её не стало. Здесь спился окончательно, царство ему небесное, мой отец – несчастный человек, то есть с трагической судьбой, которую я понимать отказывался и не понимал. Когда эта квартира мне досталась, сразу же сдал: жили чужие люди, платили. Не продал только потому, что бабушка, а потом отец всё же её сохранили, передали. И в один момент это ужаснуло, что не лишаешься – а сам же лишаешь себя памяти. Бросаешь, отрекаешься… В общем, я вернулся – и вернулось то, что в московской своей жизни совсем потерял. Или начал терять… Начал тяжело болеть, потому что жил только страхом умереть… Страхом. Да, а в Правде построили церковь: не было никогда, но построили. Когда увидел эту церковь, прямо у станции – поразился. Появилась вдруг на пустом месте церковь… И мы с женой отремонтировали потихоньку своими силами квартиру. Год ушёл всё отчистить, привести в порядок, обустроить. Вернуть в прежнее состояние, но не жилое – а живое, потому что всё там для меня именно мёртвое было. Стали приезжать, отдыхать – грибы, рыбалка… Людей мало, нет никакой суеты. Дети со взрослыми здороваются. Церковь вот своя. И моя семья, все очень полюбили Правду. Это родное. Хотя, казалось бы, такая же квартира и похуже, чем есть в Москве. Но всё меняет присутствие памяти, от которой когда-то страдал, а теперь она спасает. И ещё вот что – это место, где все мы собираемся. Вся уже моя семья. Поэтому так… Живу. Пропал, то есть прячу себя здесь. И начал писать, то есть всё ещё пишу – роман.

– И о чём же роман, о прошлом?

– Можно так сказать… Истори-ческий… История такая приключилась… Поезд переставили с одних рельс на другие – но покатился дальше тот же самый состав, и машинисты те же, и вагоны, только вот в никуда покатился и очень стремительно. Дальше стремительно не оказалось ни станций, ни стрелок, ни семафоров – ничего. Только страх, что нельзя остановиться. Кого-то сбрасывали на полном ходу. Кто-то выбрасывался – бросался под колёса сам. Но потом и путей дальше никаких не оказалось… И всех пассажиров высадили: идите куда хотите, валите на все четыре стороны. И все они разбрелись кто куда. Роман о пассажирах этого поезда.

– Грустная история получается… Судя по тому, что может прочесть наш читатель, у тебя даже стиль поменялся. Это требование произведения или некое внутреннее перерождение? И почему действие происходит за рубежом? Или это не так?

– Этот поезд, конечно, стремился на Запад… Кто-то из его пассажиров мог потом обнаружить себя в таком ресторане. А кто-то… в Правде. Кто куда добрёл, попал. Стиль… Это не моё понятие. Есть человек. В человеке есть душа. В конце концов всё-таки есть. Если что-то пишется, то я чувствую: живая, пока что живая… Что определяло и определяет мой стиль, если уж так сказать, – это полное отсутствие самоиронии, наверное. В советское время, да и сейчас самоирония стала подменой смирения христианского и ещё, конечно, развлечением. Можно ни к чему не относиться всерьёз, даже к себе, к своим собственным словам, всё так легко… Так я не могу. Могу высмеять зло – но не улыбаться иронично или смешить, когда это зло вижу. Да, я вижу зло… И это тягостно, потому что кажется порой – одно лишь зло… Но это потому, что его ненавижу, во всех проявлениях. И в себе, конечно. Это страх – но страх Божий.

– Что делать писателю в условиях кризиса?

– Художнику достаточно удовлетворения своей работой. Это кризис продаж. Служение – Богу, Родине, людям или вот искусству – не подразумевает лишь одного – продажности, поэтому оно и служение. На наших глазах всё перевернулось. Культура – это уже бизнес. Всё на продажу – но это же было девизом, простите, только у шлюх. Ну хорошо, нужен успех, конечно, нужен… Нужно к чему-то стремиться! Но откуда это стремление к успеху любой ценой и лишь к денежному его выражению? Есть любовь читателей, зрителей… Есть, и никто не отменял то, что называется достоинством, талантом… Есть правда, сострадание, красота… Простая мысль: если целью искусства объявляются высокие продажи, то цель – это всего лишь стремление лично себя обогатить. Поэтому ничто не объединяет: каждый сам по себе, каждый сам за себя, то есть нет ни идей, ни идеалов общих, как если бы само искусство утратило свой путь, свою идею в высшем смысле, которой служили художники… Служили свято, потому что сколько же было мучеников! В прошлом веке – так все, кого ни вспомнишь… Пастернак в своё время сказал, что писать стало можно не руками, а ногами… Теперь писать можно, наверное, плевками. Можно. Всё можно. То есть всё себе позволили. Это и есть суть кризиса. Того, во времена которого живём. Но я бы сказал, это не время такое – это мы сами такие. До этого состояния всем миром опустились. Мерилом всего стали деньги – и вот они взбесились… Что теперь? Теперь думают о спасении, как спастись. Только деньги не спасут, как же это не понять! Спасать что будем, чьи-то или свои капиталы? Для чего? Чтобы иметь ещё больше, чем имели? Всё, тупик. Реальность денег – это иллюзия счастья, благополучия земного, даже, может, рая, которую можно купить. Но за это нужно отдать. Душу и отдать. Потому что счастье для одного себя – оно всё на горе ближних… Поэтому для этой реальности, денег, не существует понятия греха, даже границ дозволенного – того, что Бог заповедовал людям. Деньги делаются на всём. Всё – товар. Любой безбожный идейный материализм в сравнении с этим животным, денежным будет сам как угощение в пещере у людоеда… А человеку нужно понять: ты согрешил… Так происходит твоё обновление, новое рождение. Но это обновление и новое рождение души.

Беседу вёл Александр ЯКОВЛЕВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Яковлев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS