Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Этот русский джаз-н-ролл

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Кан А. Пока не начался jazz / Александр Кан. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. – 279 с.: ил.

Восьмидесятые. Лучшее из времён. Мы зачинали детей под Baby Snakes Фрэнка Заппы, а в качестве колыбельной новорождённые слушали Havana Moon Карлоса Сантаны. 

Десятилетие джаз-рока и фри-джаза началось для меня в 1981 году, всего двумя-тремя сезонами позже, чем этой страстью заразились столичные интеллектуалы. Опоздание случилось вовсе не оттого, что я в то время жил в Сибири, – инициация совпала с моментом поступления в университет. 

По-разному сложились музбиографии моих друзей. Почти сразу мы поняли, что весь джаз-рок сводится к единственному альбому (выбери любой – не ошибёшься, назвав его лучшим), а потом пути наши разошлись. Кто-то подался в академический авангард, кто-то застрял в том русском роке, который в начале 80-х олицетворяли БГ и Курёхин, впервые, как нам казалось, осуществившие успешный джазовый десант в отечественный рок-н-ролл. А кто-то выбрал кристальную простоту традиционного русского и европейского симфонизма. Мы, технари и научники, остались квалифицированными слушателями, не подарив миру ни одного музыканта. 

На слуху были имена Ганелина–Тарасова–Чекасина, Анатолия Вапирова, группы «Архангельск», Вячеслава Гайворонского, Сергея Летова, Пятраса Вишняускаса. Тех, кто развивал в стране довольно странное новоджазовое направление, называвшееся тогда Free Jazz (по имени одноимённого альбома Орнетта Коулмена), а немного позже – Free Music. Ту стихию, которая была связана со свободной импровизацией и предельной театральностью, завершённой курёхинской «Поп-механикой». 

Сегодня, внимательно читая книгу Кана, я возвращаюсь в ту эпоху и понимаю, что в СССР не было деления на центр и провинцию. Узкий круг потребителей наследников Сесила Тейлора и Арчи Шеппа дышал одним вне зависимости от географии – мы все были жителями Единого Мирового Города. 

Другое дело, что сам русский «новый джаз» имел мало общего с мировой практикой. Оставаясь, по сути, явлением, во-первых, периферийным, а во-вторых, не укоренённым в отечественной культуре. Игры с этническим мелосом не дали значимых результатов. Топовый в Союзе ГТЧ («Трио Вячеслава Ганелина»), выступив с несомненным успехом в Берлине и относительным – в Штатах, планету не покорил. Нынешние экзерсисы Чекасина вызывают жалость, эмигранты растворились, лишь Игорь Бутман по-прежнему на коне. Но Бутман всегда тяготел к традиционному джазу. 

Кан написал книгу потрясающей теплоты. Она документальна и предельно правдива не в изложении событий (мне происходящее в Ленинграде той поры неведомо), но в передаче той особой атмосферы, которая сложилась в стране восьмидесятых. Дома культуры, в которых окопалось множество джазовых объединений, мимических студий, авангардных театров; фестивали, которые организовывались силами дилетантов и поддерживались финансово горкомами комсомола, – всё это выглядит сейчас почти мифически. Но это было! 

Сегодня я часто думаю: куда всё ушло? Почему после названных имён не возникло ни одного нового? 

Эон завершился в августе 91-го. Имеющий глубокие корни в русской культуре классический балет, «запрещённый» было к показу на ТВ, пережил политические передряги, и «Лебединое» опять в фаворе. Тогда как «новый джаз»... Он просто умер на просторах СНГ. Частично оправдав поговорку о тех, кто «завтра Родину продаст», но больше – из-за ненужности. Проистекающей в том числе из-за его слабой коммерческой ценности. Новое время буржуазной России предложило нам иные ненужные вещи. 

Но грандиозный памятник той параллельной вселенной, которая исчезла вместе со страной, Кану создать удалось. Диссидентская по духу книга воспевает, не желая этого, свободу, которой не заметили противники «совка». Кан свидетельствует: восьмидесятые были лучшим из времён. 

Ксаверий БОРОВ

Обсудить в группе Telegram

Ксаверий Боров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS