Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Этот странный русский

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

Юрий Каюров в образе Ивана ГончароваТак называется одна из глав четырёхсерийного фильма Игоря Золотусского на канале «Культура» «Три «О» Ивана Гончарова» (режиссёр Александр Шувиков).

Неспешный рассказ… Поначалу кажется, что слишком неспешный, но потом осознаёшь, что разговор-то очень серьёзный, глубокий, и «креативное хлопотание» в повествовании о Гончарове совсем неуместно. Но в традиционной форме фильма есть нечто революционное по существу. В кадре наш современник писатель Игорь Золотусский ведёт беседу… с бессмертным классиком ХIХ века Иваном Гончаровым (его замечательно мягко и мудро играет народный артист России Юрий Каюров). И разговор этот жгуче современный (как и в предыдущем фильме Игоря Золотусского о Карамзине). Идёт диалог эпох. Эпохи, в которой великие писатели предчувствовали «обрыв», со временем, в котором многочисленные обвалы и падения станут «обыкновенной историей».

Но ведь о них предупреждали…

Действительно, очень странный этот русский, родившийся в романтическую эпоху в купеческой семье, начинавший как романтик, но ставший успешным чиновником Министерства финансов.

Который вдруг совершает кругосветное путешествие.

Он проезжает через всю Россию, начиная с побережья Охотского моря до Петербурга, в Сибири знакомится с ссыльными декабристами, поражается искренности их религиозности, потом служит… цензором.

Так много и талантливо писавший о женщинах, но так и не женившийся, как родных он воспитывает детей своего слуги… Его мучит одиночество, он в конфликте с западниками, с «гражданами мира», для которых мир важнее собственного Отечества.

В судьбе Гончарова (а судьба, как сказано в фильме, это – суд Божий) есть некий укор нынешнему «брожению умов».

Автор «Обломова», как Диоген, искал человека, жаждал гармонии и страдал от её отсутствия. Глубоко переживал происходящее в стране, многочисленные покушения на царя и веру, «трагедию мечтателей и мечтательности, агонию романтизма», фактически завершившуюся триумфом нигилизма. Он видел ужасы «обрыва», бездну между «дном оврага» и храмом Спасителя на холме. Гончаров предчувствует гибель христианской цивилизации. Он – «не чистый реалист, не бытовой писатель», он и поэт, и философ, и пророк. Его романы – о судьбе России.

Нет, о таком писателе нынешние «креативщики», сплошь похожие на Марка Волохова, фильм бы снимать не стали. Такого уровня и глубины проникновения в писательскую душу, несуетного разговора на нашем экране почти не услышишь. Тем ценнее то, что есть.

Незадолго перед смертью Гончаров сказал Афанасию Фету, что во сне видел Христа и он его простил.

Простит ли нас?

А.К.

televed@mail.ru

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS