60 лет назад, в конце октября 1948 года, в Мюнхене под колёсами тяжёлого грузовика погиб писатель Евгений Андреевич Гагарин, который, проживи он подольше, мог бы стать одной из ведущих фигур русской литературы ХХ века. Не было и уже не будет в России прозаика, столь естественно и органично продолжившего традиции Чехова и Бунина.
Евгения Гагарина нельзя отнести ни к первой, ни ко второй волне русской эмиграции. Он легально покинул СССР через 16 лет после революции и за 8 лет до начала Великой Отечественной войны. Отчасти именно поэтому он как бы «провалился» между двумя литературными поколениями эмиграции и угодил в страшную для писателя зону – зону забвения. У нас даже нет его фотографии.
Мне довелось познакомиться с творчеством Гагарина в середине 90-х годов, когда я был членом редколлегии журнала «Новая Россия» (бывший «Советский Союз»). В редакцию журнала обратился литературовед Ростислав Гергель из Германии. Исследуя одно письмо, адресованное И.А. Бунину, но неразборчиво подписанное, Гергель задался целью установить личность автора. Им и оказался Евгений Андреевич Гагарин. Гергель отыскал в архивах два потрясающих рассказа писателя – «Звезда в ночи» и «Корова», которые мы опубликовали с его с предисловием в ‹ 4 «Новой России» за 1997 год. Увы, почти весь тираж «Новой России» предназначался для русскоязычных подписчиков на Западе, преимущественно в Германии, откуда по злой иронии судьбы и прислал рассказы Гагарина Гергель… А в России лишь несколько сотен читателей могли познакомиться с ними.
До недавнего времени и короткую статью о Гагарине написать было трудно – настолько мало имелось сведений о нём, а те, что имелись, часто оказывались неверными. Например, В. Бондаренко в 1992 году назвал писателя князем. Р. Гергель о дворянском происхождении Гагарина ничего не писал, но сообщил, что «отец его был управляющим большим государственным лесным имением» в Архангельской губернии. И то и другое не соответствовало действительности. Как установил по документам северодвинский краевед Вольдемар Попов, Андрей Николаевич Гагарин и его супруга Анна Яковлевна были простыми крестьянами, жившими в селе Большое Коноваловское Шенкурского уезда Архангельской губернии, где и родился 25 февраля 1905 года Евгений Гагарин. До революции Андрей Николаевич действительно не бедствовал, мог платить за обучение сына в архангельской гимназии и за проживание его на частной квартире.
В начале 20-х годов Евгений Гагарин поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. Через год по семейным обстоятельствам (скорее всего, это была нужда) бросил обучение. По возвращении на родину Гагарин работал в системе лесного хозяйства Архангельской губернии. Хорошее знание писателем жизни ссыльных и заключённых позволило В. Попову предположить, что Гагарин устроился вольнонаёмным в управлении лесного хозяйства архангельских лагерей.
В начале 30-х годов Гагарин женился на Вере Сергеевне Арсеньевой, которая вместе со своей семьёй была сослана в Архангельск. Арсеньевы были представителями знатного дворянского рода, у них имелось много влиятельных родственников и друзей в Англии. Именно благодаря их хлопотам у британского правительства Гагарину вместе с Арсеньевыми удалось в 1933 году выехать за границу. Обосновались они в Германии. Здесь Гагарин поступил в Лесную академию в Эберсвальде, что близ Берлина. По окончании академии работал в Международной организации по изучению лесов, расквартированной в Берлине.
Гагарин писал на русском и немецком языках, причём большинство его книг вышли на немецком. «Великий обман» (1936) рассказывал о трагических страницах коллективизации, а «В поисках России» (1938), как и беловский «Лад», – о жизни, древних обычаях и традициях Русского Севера. В 1947 году, незадолго до его гибели, в Мюнхене появилась небольшая книга рассказов Гагарина на русском языке «Звезда в ночи» (мы приводим фото её обложки). Другая книга писателя на русском, включавшая роман «Возвращение корнета» и повесть «Поездка на святки», вышла уже после смерти Гагарина, в 1953 году, в издательстве им. Чехова в Нью-Йорке. Роман «Круги на воде» о жизни русской эмиграции так и остался в рукописи. (Да где теперь эта рукопись?)
С горечью приходится констатировать, что у нас не издано ни одной книги Е.А. Гагарина. Может быть, какой-нибудь издатель, неравнодушный к судьбам русской литературы, сделает это в канун 105-летия писателя, которое придётся на 2010 год?