Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Евгений Герасимов: «Многое в нашем фильме станет открытием»

01 января 2007

Появившаяся некоторое время назад в прессе информация – причём, надо сказать, просочившаяся туда в весьма и весьма скупых по нынешним меркам дозах – не то чтобы удивила, но стала довольно неожиданной. Евгений Герасимов вновь на съёмочной площадке… Депутат Мосгордумы снимает кино… По сценарию маститого Александра Бородянского, по заказу правительства Москвы и при поддержке – ни много ни мало – Службы внешней разведки…
Конечно, самим фактом внезапного обращения к кинематографу сегодня никого не удивишь. Более того, во вновь обретшее былой статус «важнейшее из искусств» сегодня, похоже, дружными рядами устремились все кому не лень. В увлекательный процесс живо включились государственные мужи и банкиры, театральные режиссёры и светские львицы, певцы и музыкальные критики… Другое дело, что итоговый результат зачастую слишком уж наглядно сигнализирует о том, что кино – это всё ж таки особая, непростая профессия (точнее, сумма многих профессиональных навыков, опыта, умения), а не просто средство приятного времяпрепровождения.
А вот «случай Герасимова» являет собой редкий пример ровно противоположного свойства. Один из самых интересных молодых героев отечественного экрана конца 60-х – начала 80-х годов («Человек, которого я люблю», «Петровка, 38», «Огарёва, 6», «Гостья из будущего»), а впоследствии заявивший о себе в качестве даровитого (хотя по известным причинам «смены вех», возможно, и не успевшего полностью раскрыться в этом качестве) кинематографического постановщика, снявшего такие разные ленты, как «Забавы молодых», «Поездка в Висбаден», «Ричард Львиное Сердце», он на рубеже тысячелетий решительно двинулся в большую политику. Был избран депутатом столичной Думы, стал заместителем председателя её Комиссии по социальной политике, вошёл в политсовет Московской организации партии «Единая Россия». Казалось, что народный артист России, обладатель награды за вклад в мировую культуру, полученной из рук самого Папы Римского, изменил «девятой музе» решительно и бесповоротно.
А теперь, выходит, нет… Означает ли это, что депутат Герасимов «устал» от политики? (Спешим сразу же заверить его избирателей – нет, не означает.) Или же возымела своё действие «волшебная сила искусства», перед которой устоять невозможно?..
Впрочем, для того, чтобы окончательно рассеять туман (а именно так – «Туман рассеивается» – будет называться новая, седьмая по счёту, картина режиссёра Евгения Герасимова), нет ничего лучше, чем получить исчерпывающие сведения из первых, что называется, рук.

– Евгений Владимирович, вы ведь, если не ошибаюсь, давно уже не работали, как принято говорить, по своей первой профессии – то есть в кино?
– Я очень давно не работал в кино, хотя это вовсе не означает, что я был вне тех процессов, которые проистекали с момента начала перестройки, с момента установления и в этой отрасли рыночных взаимоотношений. Не означает, что я был вне насущных вопросов, вне проблем нашего кинематографа, или, иными словами, не в теме… Все эти годы я был секретарём СК, в настоящее время продолжаю исполнять обязанности председателя «большого» союза. И в качестве депутата Мосгордумы я, надо сказать, неизменно старался в меру своих возможностей повлиять на ситуацию, сложившуюся в отечественном кино, в частности в сфере проката, в сфере производства фильмов.
А на тот момент, когда начал происходить развал нашего «важнейшего из искусств», когда некие силы принялись, причём чужими руками, сознательно или бессознательно разрушать студию имени Горького, я состоял в качестве руководителя её Третьего творческого объединения, которое мне передал из рук в руки Станислав Иосифович Ростоцкий. И объединение наше не только регулярно получало призы на различных кинофестивалях, имело не только хорошую прессу, но и хороший прокат, достойные финансовые показатели и по совокупности достижений практически ежегодно становилось и победителем соцсоревнования, и обладателем переходящего Красного знамени студии. Это всё я говорю не затем, чтобы похваляться былыми заслугами, а с целью подчеркнуть, что я, кроме всего прочего, ещё и хороший производственник. То есть тот, кто уже много позже стал называться у нас термином «продюсер». Скажу без ложной скромности – умею считать (ещё со времён учёбы в физико-математической школе, когда становился призёром всевозможных олимпиад и которую окончил практически с отличием, кроме тройки по английскому). Мне вообще нравится конструировать. Да и в артисты-то пошёл, а не в режиссуру, только потому, что справедливо считал себя на тот момент человеком ещё несформировавшимся, не имеющим своего жизненного опыта. Но мечтал, конечно, со временем попробовать свои силы в режиссуре. Так оно в 80-е годы и случилось… Давайте будем считать, что это была такая краткая автобиографическая справка.
– А каким же образом вы реализовывали свои математические способности и производственную жилку, после того как завершилась эпоха переходящих знамён и соцсоревнований?
– Когда развалилась студия Горького, я один из первых создавал самостоятельные объединения. И по сей день довольно успешно работают студии, которые я курирую, где являюсь художественным руководителем, зачастую даже не слишком активно контролируя творческий процесс по причине дефицита времени. Меня нет, а студии работают. На хронику, на документальное кино, которым, кстати, я в какой-то момент сам воздал определённую дань: много ездил, мотался по всей стране, в том числе по горячим точкам, сам брал массу интервью, сделал массу программ для ТВ. Было чрезвычайно интересно почувствовать себя репортёром… Ну а в какой-то момент, в силу известных обстоятельств, пришлось ограничиться здесь исключительно руководящей работой. Причём первостепенной задачей здесь для меня было не заработать личные деньги, а вложиться в технику, в технологии, обрести и упрочить базу. И хотя я на протяжении уже очень долгого времени не снимаюсь и не снимаю, в кинопроцессе все эти годы, может быть, незримо, но присутствовал.
– Что же в конечном итоге заставило законотворца и государственного человека Евгения Герасимова вернуться непосредственно на съёмочную площадку?
– Прежде всего тема. Которую мы с моими близкими друзьями (а я являюсь одним из активных членов ассоциации «Вымпел-Союз», это такое замечательное боевое братство) разрабатывали давно. Сначала делали документальное кино о советской внешней разведке, благо сейчас со многого здесь был снят гриф секретности, что дало возможность рассказать о нескольких очень интересных, уникальных судьбах. Это, на мой взгляд, вещь чрезвычайно важная, в наше время особенно необходимая. Ведь молодёжи нашей сегодня, по сути, некому подражать, кроме как заполонившим экраны голливудским героям. А отечественные образцы для подражания начисто отсутствуют. Понятно, что мы пережили, да и продолжаем переживать трудные времена. Но ведь отображая время таким, какое оно есть, мы его в значительной степени ещё и формируем. И потом мы слышим про то, как некто, решивший походить на персонажей «Бригады», взял и расстрелял свою семью… Процесс формирования личности молодого человека – на него ведь кинематограф очень влияет.
А ведь у нас есть кем гордить-
ся. Более того, в своё время на моих героях, как и на героях, сыгранных многими моими коллегами, действительно воспитывалось поколение. Кто-то в милицию пошёл работать, кто-то – в органы внутренней или внешней безопасности – в зависимости от того, какой из фильмов произвёл на него наибольшее впечатление, кто-то стал заниматься спортом, кто-то – культурой, кто-то – историей. Которая у нас своя – сложная, замечательная… Но во все её времена, невзирая на политические обстоятельства, смены режимов, повороты, перевороты и так далее, всегда находилось немалое число людей, ставящих во главу угла служение Отчизне. И сотрудники внешней разведки – именно из этого числа. Без любви к Родине этой профессией просто-напросто нельзя заниматься.
И вот моё длительное общение со многими представителями этой славной когорты – совместные тренировки, дружеские разговоры – постепенно привели к идее создания фильмов. Сначала документальных, а потом и художественного. А здесь уже, как в подобных случаях принято говорить, не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что у режиссёра, который начинал заниматься этим проектом, внезапно всплыло более раннее и, как он думал, уже потерявшее свою актуальность предложение. А в нынешних весьма жёстких условиях заниматься двумя картинами параллельно просто невозможно с учётом того, что наш фильм, хоть и малобюджетный, но большой телевизионный, а потому требующий полного на себе сосредоточения. И мне как худруку студии пришлось в срочном порядке выправлять ситуацию. При этом за ту недолгую пору, когда над лентой работал первоначальный постановщик, он успел склонить меня к тому, чтобы в ней сняться. Вот, говорит, абсолютно твоя роль, и на авторитетное мнение наших консультантов сослался… Сделали пробы. По общему мнению, удачные – такой герой, дескать, может быть воспринят зрителем.
Прежде я никогда не выступал одновременно в двух этих ипостасях – актёрской и режиссёрской. Считаю, что это далеко не самый удачный вариант. Но в сегодняшней ситуации, когда большинство хороших актёров буквально разрываются между желанием поработать творчески, но и заработать денег, когда их графики жесточайшим образом спрессованы, я подумал: ну что ж, по крайней мере я сам всегда на съёмочной площадке. Так у режиссёра Герасимова появился рядом «свой» недорогой артист.
У меня накопилось несколько неизрасходованных отпусков, зимние каникулы в Думе, плюс все выходные, плюс ночные съёмки… Я весь этот период спал по полтора-два часа. Но в результате мы всё задуманное отсняли, даже чуть больше, что даёт основание надеяться – если смонтированный материал окажется достойным, то, может быть, мы этот сериал в дальнейшем и продолжим. Сделаем, как теперь принято говорить, сиквел.
– В сегодняшней киноиндустрии есть ещё одна крайне часто употребимая фраза, а именно: «фильм основан на реальных событиях». Насколько она применима к вашему произведению?
– В основе его действительно реальная история. Время действия – преимущественно 1975 год, тот период в жизни нашей страны и всего мирового сообщества, который считается знающими людьми не менее, может быть, даже и более критическим, чем Карибский кризис. События, условно именуемые как кризис берлинский, о которых мы в нашем фильме рассказываем едва ли не впервые – по крайней мере языком искусства, – были прямо чреваты началом третьей разрушительной мировой войны. Натовские стратеги в этом жёстком противостоянии были полны готовности идти до конца – в их планы входило в том числе и применение ядерного оружия.
В этом кризисном 75-м, когда мы в азарте гонки вооружений начисто упустили свою экономику, когда произошёл натуральный развал сельского хозяйства, да и много иных негативных явлений, стало очевидным, что нужно срочно искать пути взаимодействия с Западом. И тогда наметилась хорошо известная «разрядка» – разоружение, потепление, мысли о более открытых границах, о более плотном сотрудничестве общественных организаций и так далее, и так далее. Но с другой стороны – и это также не являлось в ту пору для кое-кого секретом, – для Запада весь этот процесс служил своего рода прикрытием к тому, чтобы попытаться обрести достаточно серьёзное влияние над нашей страной. С одной стороны, они свои вооружения сокращали, а с другой – разрабатывали более совершенные, новейшие средства, и самое главное, Америка под эту лавочку начала своё постепенное «завоевание» Европы. Кстати, сегодняшнее размещение ракет прямо у нас под боком – только лишь логическое завершение чётко продуманной ещё тогда стратегии. Но в ту пору о «ракетных» видах США на европейский континент стало известно, равно как и о том, что разрядка для них – во многом ширма для укрепления своих позиций. А знание – сила! И в фильме будет показано то, что делала в данной ситуации наша разведка. Не стану сейчас раскрывать все нюансы, скажу лишь, что из него вы сможете узнать то, о чём не говорили многие годы. Это абсолютно достоверные факты и события, которые для многих, уверен, станут настоящим открытием.
– То есть вы готовите нашему зрителю новый многосерийный политический детектив. Жанр, порядком подзабытый, но, однако, имеющий у нас богатые традиции. Можно вспомнить и «Операцию «Трест», и «ТАСС уполномочен заявить…», и в каком-то смысле «Противостояние»…
– Да, и «Семнадцать мгновений весны», если хотите…
– И ваш персонаж, надо полагать, тот самый Штирлиц послевоенной эпохи, который-то и не даёт развернуться до срока американской экспансии...
– Да, но он только один из героев. В картине есть ещё и второй – молодой герой, роль которого во всей этой истории немаловажна. Более того, этот персонаж мне видится во многом знаковым, и, если мы в будущем всё-таки замахнёмся на продолжение, думаю, дело будет за ним. Вообще я ставил перед собой задачу, чтобы фильм был равно интересен всем возрастным категориям наших зрителей и чтобы каждая из них могла увидеть на экране что-то своё. Но основной упор, как я уже говорил, пытался делать на молодёжь. При том что в картине не будет перестрелок и драк – разведка, она ведь шума не приемлет. А то мне тут довелось не так давно увидеть по телевизору нечто – не хочется упоминать название. Экшен, понимаете. Хотя не знаю – может быть, это такой новый жанр изобрели: кинокапустник про разведку.
Я думаю, что нам удалось снять фильм правдивый, достоверный и честный. Другое дело, насколько он окажется убедительным художественно – этого я сказать не могу, тем более сейчас, когда идёт монтажный период.
– А кто занят в роли молодого героя?
– Его играет мой сын. Но такой выбор, как бы странно это ни прозвучало, на первый взгляд не имеет почти ничего общего с «классическим» случаем семейственности на съёмочной площадке и имеет под собой весьма интересную предысторию. Начнём с того, что он у меня не актёр, а юрист. Окончил МГИМО. Сейчас довольно успешно начинает строить свою собственную карьеру. А в тот момент, когда я только начинал работу над картиной, у него как раз возникла пауза в делах, связанная с переходом с одной работы на другую. И вот однажды едем мы с ним на машине, и он говорит: «Пап, снял бы ты меня бы хоть в каком-нибудь эпизодике, что ли?» А в силу тех причин, о которых уже говорилось, положение у меня на тот «пожарный» момент было довольно аховое: никакого «наследства» ушедший режиссёр мне толком не оставил, подготовительный период оказался, по существу, скомкан, да и сроки его вышли. Уже надо начинать снимать – а некого. Далеко не на все роли актёры набраны, а те, кого приводят, не устраивают или меня, или группу, или наших консультантов. Что оставалось делать в ответ на такое «заманчивое» предложение?.. «Вот, – отвечаю, – тебе текст, вот телефон. Позвони и попробуйся. Только не говори, прошу, о наших близких родственных связях». А группу по такому случаю предупредил: не могу, дескать, приехать, срочные дела, давайте там как-нибудь разок без меня.
И что вы думаете? Скоро звонит оператор:
– Жень, ты где? Срочно нужен!
– А в чём дело?
– Да представляешь, парень хороший на пробы пришёл. Искренний такой. Лицо замечательное. Похоже, тянет на героя. Надо бы, чтобы ты его обязательно увидел.
«Так! – думаю, а оператору отвечаю: – Ну вы пробуйте-пробуйте, я потом посмотрю».
Отсматриваю пробы. И вижу действительно искреннего человека перед камерой. Да, зажат, да, волнуется – но поразительно искренен даже в этом своём волнении. Потом меня вся группа начала дружно уговаривать, чтобы я его утвердил. Пришлось уступить. И вы можете представить себе, каково было всеобщее изумление, когда они узнали, кого именно так упорно мне лоббировали.
– Думаю, всех интересует вопрос: обладателей каких ещё известных фамилий – причём как актёрских, так и политических, если говорить о персонажах – смогут увидеть зрители в вашем фильме?
– Тут о чём в первую очередь хотелось бы сказать. Дело даже не в том, что наш фильм – малобюджетный и потому мы не имели возможности приглашать широко раскрученных звёзд. И хотя в целом я очень рад, что сегодня у кого-то есть колоссальные бюджеты, что кто-то из моих молодых коллег получает очень большие гонорары – слава Богу, это здорово! – но при этом хорошо бы не потерять искренности, достоверности и не заштамповаться… А вот с этими материями дело обстоит куда хуже, нежели с финансовой составляющей. Причём не столько сами актёры в этом виноваты… Просто они уже сумели наиграться всласть без режиссёрской работы с ними, и апломб в них сидит крепко, даёт о себе знать и в их героях. Там, где это ложится на роль, – всё замечательно. Но в нашей истории перед исполнителями стояли совсем другие задачи. Одним словом, в фильме будет мало, что называется, имиджевых персон, популярных лиц.
А в качестве героев появятся в нашей картине и Андропов, и Брежнев, и Крючков. И если говорить о «медийных лицах», то у нас таковым является разве что исполнитель роли Крючкова. Его играет Андрей Мягков. Очень люблю этого артиста, который очень «похож» на своего персонажа и счастлив, что он принял наше предложение. Играет у нас и блестящий, на мой взгляд, актёр Борис Плотников, который занят в достаточно неожиданной для себя роли одного из наших главных идеологических противников (очень интересный характер, хорошо выписанный), прекрасно работает также в очень непростой роли Борис Романов… Это всё замечательные театральные мастера, которые, я надеюсь, помогут мне передать сюжетную напряжённость драматургии. Мне бы этого по крайней мере очень хотелось добиться. Хочу, чтобы наш сериал кардинальным образом отличался от заполонившей наши экраны, называя вещи своими именами, дешёвки с пальбой и мордобоем. Которая, кроме всего прочего, удивительным образом похожа одна на другую. Иной раз смотришь какой-либо из этих «шедевров», а если отвлечёшься на некоторое время, то потом с удивлением обнаружишь, что сюжетные концы с концами не сходятся, хотя всё вроде бы то же самое, да и лица почти те же… Наконец понимаешь: просто, пока ты отходил, телевизор переключили на другую программу. Так вот, я очень надеюсь, что когда наш зритель, бесконечно уставший от всего этого бессмысленного кровавого мельтешения, будет привычным ему образом быстро «перелистывать» каналы и вдруг наткнётся на наш фильм, то он на нём задержится. Очень в это верю.
– И на какой же именно «кнопке» застынет его палец? И когда?
– Фильм у нас будет восьмисерийный. Премьерный показ запланирован на осень. А где именно? Сейчас, наверное, ещё рано об этом говорить. Нужно сначала закончить монтаж. 

Беседу вёл Александр А. ВИСЛОВ

Андрей Мягков в роли председателя КГБ Крючкова,
Евгений Герасимов в роли генерала Хромова

Режиссёр Евгений Герасимов и актёр Владимир Герасимов на съёмочной площадке фильма «Туман рассеивается»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS