Это интервью было записано в Евпатории, в театре «Золотой ключик». Именно сюда знаменитый актер Евгений Стеблов приезжал на открытие закладного камня будущего мемориала замечательному евпаторийскому писателю Борису Балтеру. Стеблов сыграл главную роль в фильме «До свидания, мальчики!», снятом в нашем городе режиссером Михаилом Каликом по мотивам одноименной повести Бориса Батлера.
Для многих поколений евпаторийцев эта лента — воплощение другой Евпатории… это самые теплые воспоминания о детстве и том времени, когда все мечты были абсолютно реальны, будущее казалось понятным и простым, и еще безусловно счастливым. Борис Балтер рассказал советскому читателю историю о трех последних школьных днях трех мальчишек — жителей приморского городка. Это история о дружбе, о первой любви и… о войне, которая изменила жизнь каждого из них. Эта книга была переведена на многие языки. А в 1965 на экраны вышел фильм по мотивам повести, спустя пять лет надолго исчезнув с горизонта отечественного кинематографа в связи с эмиграцией режиссера. К счастью, прошли времена, когда искусство полностью подчинялось власть имущим и сегодня мы можем наслаждаться плодами деятельности талантливых людей, говорить и помнить…
— Евгений Юрьевич, каким было Ваше первое знакомство с Борисом Балтером? Какое впечатление произвел он на Вас тогда?
— Первое знакомство было очень простое: вошел в помещение киногруппы человек, его представили как автора… Фотограф сделал несколько фотографий… Позже я узнал, что меня не хотел утверждать Михаил Наумович (Калик – прим. авт.). Но когда увидел мою пробу Борис Исаакович, он сказал: «Это я. И только Стеблов должен играть». Я этого не знал, конечно, но у нас с ним всегда была взаимная симпатия. Наше с ним общение было более сущностным, мы друг друга чувствовали.
— А самое первое знакомство с повестью было во время чтения сценария?
— Нет, я читал ее раньше и, конечно же, не думал, что мне придется играть в фильме по ее мотивам. Это была «нашумевшая» повесть. Интересно, что моя первая жена, прочитав повесть совсем юной девушкой, очень ждала этот фильм, еще даже не предполагая, что потом проживет со мной 38 лет… Но премьеру пропустила, потому что он вышел только через год из-за проблем с Министерством Госкино, руководство которого не пропускало некоторые эпизоды.
— Бывали ли Вы в Евпатории после съемок фильма?
— Нет, я здесь впервые за 47 лет.
— А тогда, при знакомстве с городом, были ли какие-то места, которые Вам больше запомнились?
— Да многое запомнилось, особенно те места, где мы снимали эпизоды. Но вот один своего рода ритуал у меня был! Каждый вечер, идя со съемок через приморский парк, я заходил в тир. Всегда целился в цифру, попав в которую, звучала песня Утесова — тогда я был счастлив (смеется – прим. авт.) и спокойно шел ужинать.
— Теперь, имея большой опыт в сфере актерского искусства, вы можете озвучить свой «рецепт» развития способностей для тех, кто занимается творчеством?
— Я убежден, что есть что-то в климате приморских городов, который рождает талантливых людей. Это и в буквальном смысле – климат физический, и духовный, потому что они сопряжены: определенная мягкость климата порождает определенную глубину ощущений, чувственность, лирический настрой… море, красота… Когда человек с детства впитывает красоту, то, естественно, это не может не искать выхода, когда душа особенно чувствительная. Выход находится – или в творчестве, или в любви, потому что законы этих двух явлений схожи… Но чаще этим словом – «творчество» — многие называют то, что творчеством назвать трудно – скорее попытки. Просто надо искренне жить, быть самим собой. Если говорить о моей основной профессии – актерской, то могу сказать, что для того, чтобы быть хорошим актером, важно сохранять свою индивидуальность. Надо просто любить то, что ты любишь, ненавидеть то, что ненавидишь – надо искренне жить. Обязательно читать много, смотреть картины (я имею в виду живопись), хорошее кино. Главное – ощущать жизнь, чтобы было что вспомнить и не торопиться жить.
Алина Мурашкина