Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Европейские маршруты Союза

01 января 2007

ЭКОНОМИКА

Августовский каналВ 2008 и в начале 2009 года стало особенно важным улучшить транспортное обеспечение экономических связей Российской Федерации и российско-белорусского Союза с Восточной и Центральной Европой. Такие проекты активно дорабатываются или уже реализуются не только в России и Беларуси, но и в целом в западном регионе бывшего СССР с участием Польши и Литвы.

Прежде всего нужно отметить реконструкцию белорусского Днепровско-Бугского канала (ДБК) и его продолжения в Польше – воднотранспортной инфраструктуры на польских реках Висла, Одра, Нарев, Западный Буг и каналах, соединяющих ДБК с Германией. Есть также проекты восстановления сквозного судоходства по Днепру – вплоть до Смоленска, создания воднотранзитного пути Неман – ДБК по территории Беларуси. Эти разработки (начатые ещё в 1940–1950-х годах) позволят Беларуси, России, Литве, Украине и Польше увеличить объём грузовых и пассажирских перевозок в Восточную и Центральную Европу, Скандинавию и Черноморско-Дунайский регион, причём по кратчайшим направлениям.

Но и в Калининградской области РФ, как и в соседнем регионе Польши, имеются аналогичные проекты. Речь идёт о воссоздании существовавшего до конца 1940-х годов сквозного водного пути по Мазурскому каналу, выходящему из Калининградского региона к центрально-польским водным путям (бассейн Нарев – Висла) и, соответственно, к белорусско-польскому воднотранзитному «коридору». Более того, ещё на рубеже 1940–1950-х годов разрабатывалось соединение западнобелорусского притока Немана – реки Свислочь – с Наревом в Белостокском воеводстве. По данным польских СМИ, к такому проекту в последнее время проявляют интерес некоторые польские компании и аналитики.

То есть на стыке Беларуси, Калининградской области РФ, Лит­­­­вы и Польши наметилось создание общеевропейской сети водных путей. Похоже, её контуры постепенно возвращаются: это и реконструкция водного пути Беларусь – Польша – Германия, и завершающаяся реконструкция белорусско-польского Авгус­товского канала, и проект возобновления судоходства на верхнем Днепре (Могилёвская область – Смоленская область). И, повторим, идея восстановить сквозной водный путь общеевропейского значения: Калининградская область (река Преголя) – Мазурский канал – Нарев – Висла (около 200 км).

Этот путь начинается в центре Калининградского региона вблизи городов Полесск, Новобобруйск и Мозырь: из одноимённых белорусских городов (включая Бобруйск) в новую советскую область в 1948–1949 годах прибыли многие десятки белорусов-переселенцев. Впоследствии именно эти районы стали центрами белорусской диаспоры в Калининградской области. Поэтому восстановление такого маршрута, стыкующегося с белорусско-польским воднотранзитным «коридором», важно для Беларуси и в историко-географическом аспекте.

По мнению генконсула Польши в Калининграде Ярослава Чубиньс­ки, главной целью Мазурского канала «было кратчайшим пу­­тём связать Мазурские озёра с Балтийским морем, но немецкое строительство прекратилось в 1943 году, когда оставалось прорыть лишь полтора километра. Недостроенный канал делит пополам российско-польская граница». По его словам, самоуправление польского города Вергожево, находящегося в начале этого канала с польской стороны, разработало проект окончания его строительства. Местный общественный фонд выделил на разработку этих планов больше 200 тысяч евро, а разработчики получили заверения со стороны ЕС о возможности полного финансирования строительства. Но, чтобы открыть этот канал, полагает Я. Чубиньски, «надо поменять российское законодательство (по доступу на водные пути РФ иностранного флота. – А.Л.) и, конечно, найти источники финансирования работ с российской стороны. Тема Мазурского канала… является пространством возможных совместных действий».

Схожая позиция у Владимира Большакова, консультанта отдела по работе с федеральными органами в области транспорта при министерстве развития инфраструктуры Калининградской области. «Если мы сумеем доказать федеральному центру, что установление судоходства по Мазурскому каналу экономически выгодно и обеспечит стратегическое развитие экономики региона, – считает он, – есть большие перспективы восстановления этого водного пути. Такой проект должен предполагать комплексное развитие всей инфраструктуры, в том числе создание внутренних пунктов пропуска на границе».

Калининградский регион, по мнению В. Большакова, уникален для России, ибо, во-первых, плотность внутренних водных путей на квадратный километр в 10 раз выше, чем в среднем по стране. А во-вторых, «географически мы ничем не ограничены по выходу на водные пути Литвы, Польши и далее всей Европы. Кодекс внутренних водных путей РФ запрещает плавание судов под иностранным флагом, если только по каждому случаю не будет принято постановление Правительства РФ. Но такие прецеденты есть, например, в Северо-Западном бассейне».

А вот мнение начальника управления морского и речного транспорта министерства транспорта Беларуси Бронислава Говоровского: «Беларусь, являясь внутриконтинентальным государством, заинтересована в выходе к портам Балтийского моря через водный путь Днепр – Висла – Одра (Одер) и включении водных путей республики в сеть внутренних водных путей Западной Европы. А тот водный путь создан ещё в конце XVIII века… Развитие торговли между Востоком и Западом, перегруженность железнодорожного и автотранспорта настойчиво требуют восстановления этого пути.

К нему тяготеют ряд экспортно-импортных грузопотоков Беларуси, Польши, Украины, других стран, объём которых оценивается миллионами тонн (уголь, руда, металл, калийные удобрения, поваренная соль, сахар, щебень, торф, лесоматериалы, сапропели и др.), а также грузы из Скандинавии. По этому водному соединению возможно перевозить до 4 млн тонн грузов в год».

Артём ЛЕОНОВ

Обсудить в группе Telegram

Артём Леонов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS